Русские сочинения - Горький М. - На дне - Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького 'На дне')

Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького 'На дне')

Проблемы, конфликты, сюжеты горьковских пьес принадлежат вчерашнему дню, воспитательная же их роль, их сильное и умное влияние обращены к дню нашему, сегоднешнему.(И.Вишневская)

Пьеса начинается с описания мрачного быта костылёвской ночлежки, который изображён Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и..Здесь собрались разные люди: мужчины и женщины, старые и молодые, здоровые и больные.Уэтих людей настоящее ужасно, а будущего нет.И из всех этих ночлежников Горький выделяет двоих: Сатина и странника Луку-это две противоположные философии.

С появлением Луки в ночлежке многое изменилось.На восхищение Анны его добротой странник говорил о себе:.Его тяжелый жизненный опыт и бесприютные скитания обусловили основные черты его психологии.Среди них острый интерес и сострадание к людям. < Понять хочется дела человеческие,>-определяет своё главное желание Лука.Он понимает всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности.Внимателен к бедам и страданиям ночлежников.Удивительно ли, что к страннику тянутся жители костылёвского подвала! Лука кажется им единственным защитником несчастных.Он считает, что человек достоин жалости, что людям правда не нужна.Лука успакаевает, вселяет надежду своими сказками о лучшем.Ложь в этой ночлежке связана с именем Луки.На тёплое слово тянутся к старику отчаянные, и он им предлагает иллюзорный выход.Почти каждый ночлежник получает ложную надежду нав спасение.Всплеск иллюзий заслоняет истиное положение вещей от несчастных.Лука вездесущ-успевает поговорить почти с каждым.Лишь трое-Сатин, Бубнов, Барон уклоняются от советов старика.Избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылёва, самоубийство Актёра.Трудно представить другой, столь же сильный исход опасной деятельности Луки.

Полной противоположностью странника был Сатин.Он верно расценил действенность убеждений Луки и сделал далеко идущие выводы: .

Зрелость суждений всегда отличала Сатина, он считал, что нужно посмотреть правде в глаза, поверить в свои силы и изменить мир к лучшему.Сатин не прощал к несамостоятельным людям.Он привёл ночлежников к соприкосновению с истиной. А реальность для них губительна, например, Актёр обрывает собственную жизнь.И его уход из жизни-результат гибели его иллюзий(надежд на излечение от алкоголизма)-это шаг человека, не сумевшего осознать подлинной правды: Мне кажется, что правду не нужно скрывать от людей, несмотря ни на что, а смерть Актёра не из-за того, что Сатин, а из-за его слабости и доверчивости.Человек не может действовать на основе своего сознания, его нужно подталкивать к этому.И это лучше делать, не скрывая от него правду. А действия, которые он предпринимает, полностью будут зависеть от него. Человек сам творец своей судьбы и винить правду не нужно.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.