Чья правда мне ближе. (М.Горький "На дне").
Особенность пьесы М. Горького «На дне» состоит в том, что свою правду имеют все персонажи пьесы. Поэтому вокруг пьесы с самого моменте ее появления развернулся серьезный спор. В большинстве случаев он сводился к выяснению того, кто прав – Сатин или Лука.
Читая эту пьесу, я невольно задумалась над тем, чья правда мне ближе. Ведь Лука и Сатин такие разные люди, у них разные представления о правде.
Правда Луки состоит в том, что в душе каждого человека есть «праведная земля» – идея, способная утешить человека. Его позиция – идея сострадания, деятельного добра. В словах Луки – призыв к уважению человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит». Правда Луки такая жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимают за вранье. Он несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой облек в слова Сатин: «Человек – это правда!». Лука думает, что словами, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно возвысить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо жить так… чтобы самому себя можно… было уважать…» Таким образом, не существует для Луки вопроса: «Что лучше – истина или сострадание?» Для него истинно то, что человечно.
Что же касается Сатина, то у него совершенно иная позиция. Его устами автор внушает мысль о высоком назначении человека, который должен быть «выше сытости». Он становится обличителем общества, которое бросило его на «дно» жизни. Сатин никого не стремится ни утешать, ни перевоспитывать. Он полагает, что человек волен принимать любое решение и сам платит за свои поступки. Он категорически отвергает утешительную ложь. Свободному человеку ложь не нужна. Она поддерживает рабов, ею прикрываются хозяева. А настоящему человеку нужна только правда. «Что такое человек?.. Это – огромно!.. Это великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» — такую высокую оценку человеку дает Сатин. В правде Сатина умещается и признание страшной, тяжелой жизни, и утверждение светлого разума человека.
Я не могу с точностью сказать, правда какого персонажа мне ближе, так как в образе Луки мне близка его человечность, доброта и понимание, а в образе Сатина – отрицание лжи и стремление к истине.
Автор сочинения: Светик
Читая эту пьесу, я невольно задумалась над тем, чья правда мне ближе. Ведь Лука и Сатин такие разные люди, у них разные представления о правде.
Правда Луки состоит в том, что в душе каждого человека есть «праведная земля» – идея, способная утешить человека. Его позиция – идея сострадания, деятельного добра. В словах Луки – призыв к уважению человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит». Правда Луки такая жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимают за вранье. Он несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой облек в слова Сатин: «Человек – это правда!». Лука думает, что словами, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно возвысить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо жить так… чтобы самому себя можно… было уважать…» Таким образом, не существует для Луки вопроса: «Что лучше – истина или сострадание?» Для него истинно то, что человечно.
Что же касается Сатина, то у него совершенно иная позиция. Его устами автор внушает мысль о высоком назначении человека, который должен быть «выше сытости». Он становится обличителем общества, которое бросило его на «дно» жизни. Сатин никого не стремится ни утешать, ни перевоспитывать. Он полагает, что человек волен принимать любое решение и сам платит за свои поступки. Он категорически отвергает утешительную ложь. Свободному человеку ложь не нужна. Она поддерживает рабов, ею прикрываются хозяева. А настоящему человеку нужна только правда. «Что такое человек?.. Это – огромно!.. Это великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» — такую высокую оценку человеку дает Сатин. В правде Сатина умещается и признание страшной, тяжелой жизни, и утверждение светлого разума человека.
Я не могу с точностью сказать, правда какого персонажа мне ближе, так как в образе Луки мне близка его человечность, доброта и понимание, а в образе Сатина – отрицание лжи и стремление к истине.
Автор сочинения: Светик