Cпор ночлежников о правде («На дне», Горький).
Человек – вот правда!
М. Горький. На дне
Каждый человек сам для себя решает, что есть правда, хочет ли он слышать правду или боится ее, ограждая себя лживыми иллюзиями. Нам, порой, бывает трудно слышать правду, она ранит или убивает. Как, к примеру, должен говорить врач больному, что тот скоро умрет, что он неизлечимо болен. Это жестоко – забирать последнюю надежду у человека, заживо хоронить его. Этот вопрос: жестокая правда или спасительная ложь всегда был и будет. Немало произведений посвящено этой теме, но наиболее полно, по моему мнению, этот вопрос осветил Максим Горький в своей пьесе «На дне».
Пьеса Горького «На дне», написанная в 1902 году — накануне первой русской революции, являет собой драму, отразившую многочисленные противоречия российской действительности начала ХХ века. Изображая «дно» жизни, Горький в миниатюре показал все российское общество того времени: его нравы, социальную структуру, моральные и нравственные ценности, а точнее их отсутствие. В пьесе мы видим представителей различных сословий: и рабочего – Клеща, и разорившегося дворянина — Барона, и творческую интеллигенцию в лице Актера. Женские образы представлены Настей, зарабатывающей своим телом, и Анной – женой рабочего.
Центральным моментом пьесы является не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, смысле его жизни, истине или сострадании. Ядро сора составляет проблема правды и лжи: принимать жизнь такой, какая бы несправедливой она ни была или жить по лжи – создать себе иллюзию и жить, обманывая самого себя.
Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылевых – «подвале, похожем на пещеру» с «тяжелыми каменными сводами». Здесь влачат свое жалкое существование босяки, «выброшенные» обществом из своих рядов. Попав на «дно», люди опустили от безысходности руки, потеряли надежду вернуться наверх, к солнцу. Горький очень точно изобразил мир нищеты, бесправия и злобы. Это мир отчуждения и одиночества. Горький отождествляет эту ночлежку с кладбищем, «где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди».
Жалок и трагичен каждый герой по-своему. Пытаясь уйти от окружающей действительности, каждый выдумал для себя спасительную иллюзию – Настя мечтает о большой и чистой любви, продавая свою за деньги; вор Васька Пепел представляет себе свободную, честную жизнь с Наташей; Актер, вспоминая былую славу, раскрашивает ее в более яркие цвета, нежели она была ранее. Эти люди равнодушны к себе и к окружающим. Свою озлобленность «ночлежники» выплескивают на окружающих, не понимая, что и те могут страдать. К этим, равнодушным и ожесточенным людям приходит Лука. Лука представлен автором в образе странника, больше напоминающего проповедника или служителя религиозного культа. Он мудр и несет в себе свет и человеческое тепло. Уже с порога он обращается к героям как к нормальным людям: «Доброго здоровья, народ честной!» Он с теплотой и пониманием относится к каждому: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают…» Лука исповедует свою философию, суть которой заключается в том, что спасительная ложь всегда лучше правды: «Вот ты говоришь – правда… Она, правда-то – не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь…» Лука внимательно присматривается к каждому ночлежнику, выявляя пути их возможного «исцеления». Каждому он находит слова утешения, в каждого вселяет надежду. Но надежда или мечта, основанная на лжи, не дала всходов. Некоторых она погубила. Лука обещал Актеру: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить». Василию Пеплу он советовал бежать в Сибирь, искать там «вольной, лучшей» жизни. Анну успокоил перед смертью словами: «Ты верь!.. Господь взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю Анну эту! Ну, скажет, отведите ее, Анну, в рай! Пусть успокоится… Знаю я, жила она – очень трудно…»
Но нет тех лечебниц, обещанных Актеру, нет и вольной жизни в Сибири. Лука старался вселить надежды в души людей, придать им сил для борьбы. Нет правды в его словах, да и сами ночлежники подстрекают друг друга к сомнению в истинности слов Луки. Оттого печален и трагичен финал пьесы: вешается Актер, Ваську Пепла ссылают в Сибирь за преступление, умирает Анна.
В споре о правде философии Луки противостоит Константин Сатин. Он призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и бороться с ними. Сатин раскрывает глаза Актеру: «Он врал… но – это только из жалости к Вам», тем самым, подорвав веру и предопределив смерть Актера. Но Сатин, обличая Луку, сам не помогает другим. «Ложь – религия рабов и хозяев… Человек – вот правда! Че-ло-век! Это великолепно! Это звучит…гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
Настоящим оппонентом Луки является, думаю, не Сатин, а сам автор. Именно Максим Горький обличает философию Луки, показывая, что спасительная ложь не принесла ожидаемых плодов, что жить в плену иллюзий – и страшно, и опасно. Самое главное то, что человек, живущий в плену мечты и самообмана примиряется со своей жизнью; опускает руки и перестает бороться.
Какой урок вынесли мы из спора? Нужно жить «по правде»: не мириться с несправедливостью жизни, с ее жестокостью; не погубить в себе доброту, сострадание и уважение к людям.
М. Горький. На дне
Каждый человек сам для себя решает, что есть правда, хочет ли он слышать правду или боится ее, ограждая себя лживыми иллюзиями. Нам, порой, бывает трудно слышать правду, она ранит или убивает. Как, к примеру, должен говорить врач больному, что тот скоро умрет, что он неизлечимо болен. Это жестоко – забирать последнюю надежду у человека, заживо хоронить его. Этот вопрос: жестокая правда или спасительная ложь всегда был и будет. Немало произведений посвящено этой теме, но наиболее полно, по моему мнению, этот вопрос осветил Максим Горький в своей пьесе «На дне».
Пьеса Горького «На дне», написанная в 1902 году — накануне первой русской революции, являет собой драму, отразившую многочисленные противоречия российской действительности начала ХХ века. Изображая «дно» жизни, Горький в миниатюре показал все российское общество того времени: его нравы, социальную структуру, моральные и нравственные ценности, а точнее их отсутствие. В пьесе мы видим представителей различных сословий: и рабочего – Клеща, и разорившегося дворянина — Барона, и творческую интеллигенцию в лице Актера. Женские образы представлены Настей, зарабатывающей своим телом, и Анной – женой рабочего.
Центральным моментом пьесы является не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, смысле его жизни, истине или сострадании. Ядро сора составляет проблема правды и лжи: принимать жизнь такой, какая бы несправедливой она ни была или жить по лжи – создать себе иллюзию и жить, обманывая самого себя.
Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылевых – «подвале, похожем на пещеру» с «тяжелыми каменными сводами». Здесь влачат свое жалкое существование босяки, «выброшенные» обществом из своих рядов. Попав на «дно», люди опустили от безысходности руки, потеряли надежду вернуться наверх, к солнцу. Горький очень точно изобразил мир нищеты, бесправия и злобы. Это мир отчуждения и одиночества. Горький отождествляет эту ночлежку с кладбищем, «где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди».
Жалок и трагичен каждый герой по-своему. Пытаясь уйти от окружающей действительности, каждый выдумал для себя спасительную иллюзию – Настя мечтает о большой и чистой любви, продавая свою за деньги; вор Васька Пепел представляет себе свободную, честную жизнь с Наташей; Актер, вспоминая былую славу, раскрашивает ее в более яркие цвета, нежели она была ранее. Эти люди равнодушны к себе и к окружающим. Свою озлобленность «ночлежники» выплескивают на окружающих, не понимая, что и те могут страдать. К этим, равнодушным и ожесточенным людям приходит Лука. Лука представлен автором в образе странника, больше напоминающего проповедника или служителя религиозного культа. Он мудр и несет в себе свет и человеческое тепло. Уже с порога он обращается к героям как к нормальным людям: «Доброго здоровья, народ честной!» Он с теплотой и пониманием относится к каждому: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают…» Лука исповедует свою философию, суть которой заключается в том, что спасительная ложь всегда лучше правды: «Вот ты говоришь – правда… Она, правда-то – не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь…» Лука внимательно присматривается к каждому ночлежнику, выявляя пути их возможного «исцеления». Каждому он находит слова утешения, в каждого вселяет надежду. Но надежда или мечта, основанная на лжи, не дала всходов. Некоторых она погубила. Лука обещал Актеру: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить». Василию Пеплу он советовал бежать в Сибирь, искать там «вольной, лучшей» жизни. Анну успокоил перед смертью словами: «Ты верь!.. Господь взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю Анну эту! Ну, скажет, отведите ее, Анну, в рай! Пусть успокоится… Знаю я, жила она – очень трудно…»
Но нет тех лечебниц, обещанных Актеру, нет и вольной жизни в Сибири. Лука старался вселить надежды в души людей, придать им сил для борьбы. Нет правды в его словах, да и сами ночлежники подстрекают друг друга к сомнению в истинности слов Луки. Оттого печален и трагичен финал пьесы: вешается Актер, Ваську Пепла ссылают в Сибирь за преступление, умирает Анна.
В споре о правде философии Луки противостоит Константин Сатин. Он призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и бороться с ними. Сатин раскрывает глаза Актеру: «Он врал… но – это только из жалости к Вам», тем самым, подорвав веру и предопределив смерть Актера. Но Сатин, обличая Луку, сам не помогает другим. «Ложь – религия рабов и хозяев… Человек – вот правда! Че-ло-век! Это великолепно! Это звучит…гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
Настоящим оппонентом Луки является, думаю, не Сатин, а сам автор. Именно Максим Горький обличает философию Луки, показывая, что спасительная ложь не принесла ожидаемых плодов, что жить в плену иллюзий – и страшно, и опасно. Самое главное то, что человек, живущий в плену мечты и самообмана примиряется со своей жизнью; опускает руки и перестает бороться.
Какой урок вынесли мы из спора? Нужно жить «по правде»: не мириться с несправедливостью жизни, с ее жестокостью; не погубить в себе доброту, сострадание и уважение к людям.