Русские сочинения - Горький М. - На дне - Дно жизни - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне"

Дно жизни - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне"

«Дно жизни» — трагический образ пьесы А. М. Горького «Надне»
Пьеса Горького «На дне» была написана в1902 году для труппы МосковскогоХудожественного общедоступного театра.Горький долгое время не мог подобратьточного названия пьесе. Первоначально онаназывалась «Ночлежка», затем «Безсолнца» и, наконец, «На дне». В самомназвании уже заложен огромный смысл. Люди,которые попали на дно, уже никогда неподнимутся к свету, к новой жизни. Темауниженных и оскорбленных не нова в русскойлитературе. Вспомним героев Достоевского,которым тоже «уже некуда больше идти».Много сходных черт можно найти у героевДостоевского и Горького: это тот же мирпьяниц, воров, проституток и сутенеров.Только он еще более страшно и реалистичнопоказаны Горьким.
В пьесе Горького зрители впервые увиделинезнакомый им мир отверченных. Такойсуровой, беспощадной правды о жизнисоциальных низов, об их беспросветнойучасти мировая драматургия еще не знала.Под сводами костылевской ночлежкиоказались люди самою различного характераи социального положения. Каждый из нихнаделен своими индивидуальными чертами.Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честномтруде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, иАктер, весь поглощенный воспоминаниями освоей былой славе, и Настя, страстнорвущаяся к большой, настоящей любви. Все онидостойны лучшей участи. Тем трагичнее ихположение сейчас. Люди, живущие в этомподвале, похожем на пещеру, -трагическиежертвы уродливых и жестоких порядков, прикоторых человек перестает быть человеком иобречен влачить жалкое существование.
Горький не дает подробного изложениябиографий героев пьесы, но и те немногиечерты, которые он воспроизводит, прекраснораскрывают замысел автора. В немногихсловах рисуется трагизм жизненной судьбыАнны. «Не помню, когда я сыта была,- говорит она. — Над каждым куском хлебатряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизньв отрепьях ходила… всю мою несчастнуюжизнь...» Рабочий Клещ говорит обезысходной своей доле: «Работы нет…силы нет… Вот — правда! Пристанища,пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»
Обитатели «дна» выброшены из жизни всилу условий, царящих в обществе. Человекпредоставлен самому себе. Если онспоткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно»,неминуемая нравственная, а нередко ифизическая гибель. Погибает Анна, кончает ссобой Актер, да и остальные измотаны,изуродованы жизнью до последней степени.
И даже здесь, в этом страшном миреотверженных, продолжают действовать волчьизаконы «дна». Вызывает отвращение фигурасодержателя ночлежки Костылева, одного из«хозяев жизни», который готов даже изсвоих несчастных и обездоленныхпостояльцев выжать последнюю копейку.Столь же отвратительна и его жена Василисасвоей безнравственностью.
Страшная участь обитателей ночлежкистановится особенно очевидной, еслисопоставить ее с тем, к чему призван человек.Под темными и угрюмыми сводами ночлежногодома, среди жалких и искалеченных,несчастных и бездомных бродяг звучатторжественным гимном слова о человеке, оего призвании, о его силе и его красоте: «Человек- вот правда! Все — в человеке, все длячеловека! Существует только человек, все жеостальное — дело его рук и его мозга! Человек!Это великолепно! Это звучит- гордо!»
Гордые слова о том, каким должен быть икаким может быть человек, еще резчеоттеняют ту картину действительногоположения человека, которую рисуетписатель. И этот контраст приобретаетособый смысл… Пламенный монолог Сатина очеловеке звучит несколько неестественно ватмосфере непроглядной тьмы, особеннопосле того, как ушел Лука, повесился Актер,посажен в тюрьму Васька Пепел. Эточувствовал сам писатель и объяснял это тем,что в пьесе должен быть резонер (выразительмыслей автора), но героев, которых изобразилГорький, трудно назвать выразителями чьих-либоидей вообще. Поэтому и вкладывает своимысли Горький в уста Сатина, самогосвободолюбивого и справедливого персонажа.