Философия Луки
Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как «Вишневый сад» А. П. Чехова и «На дне» М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии. Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство. Оба произведения, как кажется, ближе к жанру драмы. Но Чехов настаивал на таком жанровом определении, как лирическая комедия, а Горький назвал свою пьесу собранием картин из жизни босяков. Почему же нам, читателям, ближе определение жанра пьесы «На дне» как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором.
Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, «дна». Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На «дне» происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств — и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога — на «дно».
Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: «Мертвецы не слышат!» Эти «живые мертвецы» — не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу.
илософия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: «Человек — вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит… гордо!». Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на «дно»? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания — Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. «Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц — все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости».
Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на «дно», уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей «дна», растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово — и осуждение мрака, и надежда на свет.
Люди бывают сильные и слабые. Одни люди живут в окружающем мире, объективно оценивая свои и чужие возможности, полностью сознавая все трудности, с готовностью пробивая любые стены на своём пути. Они видят реальные цели, и потому любые препятствия им нипочём. А другие не способны существовать под натиском реальности, они уходят от всех проблем в свой иллюзорный мир, сами придумывают себе цель и стремятся к ней, лгут всем и, прежде всего, себе, что они скоро станут самыми счастливыми, скоро найдут своё сокровище, скоро попадут в ту замечательную землю, о которой знают только они, и верят в свою ложь. Именно этих людей я называю сильными. Они настолько сильны духовно, что, несмотря на то, что они видят, слышат и ощущают, не обращая внимания на огромный реальный мир, они способны сотворить для себя мир иной, новый, чистый, мир добра и счастья, мир согласия, вечный, светлый мир. Они живут в этом мире, они живут этим миром, даже если окружающие считают их сумасшедшими. Эти люди способны перенести любые физические увечья, издевательства окружающих, любые жизненные трудности, лишь бы пронести свою драгоценную ношу, свою хрупкую, стеклянную мечту через болота и горные обрывы жизни. Это люди, способные поверить даже не в слово, а в мысль, в свой собственный сон настолько, что будут верны ему всю жизнь как единственной святой правде.
Есть такие люди и среди персонажей пьесы М. Горького «На дне». Среди грязи материальной и духовной, среди клопов-кровососов и людей-кровопийц, среди пьяниц, мерзавцев, убийц и нищих, причём чаще всего являясь ими, эти люди сохраняют в своей душе под теплом и нагаром кристально чистый мир своих фантазий, подобно тому, как в земле, в толще угольных столбов, хранятся ещё никому не известные алмазные копи. К таким людям относится Настя. Она торговка любовью. В приличном обществе её называют «падшей женщиной». Но на самом деле она не падшая, а парящая. Она порхает в своём мире Раулей и Гастонов, мечтает о вечной любви, о любви, побеждающей смерть и верит в то, что у неё была или ещё будет эта любовь.
лей и Гастонов, мечтает о вечной любви, о любви, побеждающей смерть и верит в то, что у неё была или ещё будет эта любовь. Настя хочет, чтобы другие верили в её сон, но она никого не пустит в него, потому что боится, что чужак может разрушить сон своими железными доводами и голыми фактами. Она построила вокруг своего мира каменную стену, через которую не проходят все насмешки и упрёки, но в этой стене она оставила окна, чтобы все смотрели и завидовали красоте её мечты.
С появлением в ночлежке Луки ещё у нескольких ночлежников появилась вера в лучшую жизнь. Лука дал им точку отсчёта, идею, а они вокруг этой идеи создали свой образ идеального мира. Лука следует принципу «ложь во спасение». Не можешь жить в общем мире — создай свой. Анна и Актёр его создали. Анна умирала, и ей нужна была смерть как успокоение, она хотела, чтобы кончились её страдания на земле, а что будет дальше, ей было неважно. Лука смог убедить Анну в том, что жизнь после смерти будет гораздо лучше земной жизни, что Рай существует. И Анна поверила в Рай и даже подумала, что можно помучиться ещё немного на земле, раз уж потом не будет ни боли, ни страданий, а будет один только покой. Анна умирает со спокойной душой, потому что решает для себя самую неразрешимую загадку мироздания, загадку смерти. И пусть это решение было придумано ею самой, но она искренне уверовала в него как в единственно верное и последовала после смерти именно в тот мир, в который верила.
Лука повлиял и на Актёра. Это было ещё легче, чем с Анной. Лука только рассказал Актёру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, которая есть где-то, неизвестно где, как Актёр уже представил себе, какая она белая, чистая, как там кормят и как он вылечится, и даже стал собирать деньги на дорогу и бросил пить, чтобы подготовиться к лечению. Ему было всё равно, где эта лечебница находится, он твёрдо верил, что найдёт её. Но он не смог оградить свою мечту от других, и эти другие поспешили влезть туда. Сатин ни о чём не мечтал, не строил воздушных замков, и ему не нравилось, что это делают другие. Актёр же был хрупким, ранимым человеком, на него слова Сатина о том, что Лука соврал, что никакой лечебницы нет, подействовали самым худшим образом. Мечта Актёра лопнула, как мыльный пузырь. Его идеальный мир рухнул, а сам он, поверженный и униженный, лишил себя жизни, потому что душа его была низвержена из самого высшего и чистого мира в грязную, тёмную, жалкую ночлежку.
Если тебя ранит правда, пугает окружающий мир, если ты глубоко несчастлив, то постарайся заснуть, и ты увидишь лучший мир, создашь себе новую цель и веру, а когда проснёшься, этот мир останется у тебя в сердце и тебе будет гораздо легче И пусть каждому воздастся по вере его.
Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, «дна». Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На «дне» происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств — и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога — на «дно».
Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: «Мертвецы не слышат!» Эти «живые мертвецы» — не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу.
илософия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: «Человек — вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит… гордо!». Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на «дно»? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания — Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. «Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц — все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости».
Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на «дно», уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей «дна», растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово — и осуждение мрака, и надежда на свет.
Люди бывают сильные и слабые. Одни люди живут в окружающем мире, объективно оценивая свои и чужие возможности, полностью сознавая все трудности, с готовностью пробивая любые стены на своём пути. Они видят реальные цели, и потому любые препятствия им нипочём. А другие не способны существовать под натиском реальности, они уходят от всех проблем в свой иллюзорный мир, сами придумывают себе цель и стремятся к ней, лгут всем и, прежде всего, себе, что они скоро станут самыми счастливыми, скоро найдут своё сокровище, скоро попадут в ту замечательную землю, о которой знают только они, и верят в свою ложь. Именно этих людей я называю сильными. Они настолько сильны духовно, что, несмотря на то, что они видят, слышат и ощущают, не обращая внимания на огромный реальный мир, они способны сотворить для себя мир иной, новый, чистый, мир добра и счастья, мир согласия, вечный, светлый мир. Они живут в этом мире, они живут этим миром, даже если окружающие считают их сумасшедшими. Эти люди способны перенести любые физические увечья, издевательства окружающих, любые жизненные трудности, лишь бы пронести свою драгоценную ношу, свою хрупкую, стеклянную мечту через болота и горные обрывы жизни. Это люди, способные поверить даже не в слово, а в мысль, в свой собственный сон настолько, что будут верны ему всю жизнь как единственной святой правде.
Есть такие люди и среди персонажей пьесы М. Горького «На дне». Среди грязи материальной и духовной, среди клопов-кровососов и людей-кровопийц, среди пьяниц, мерзавцев, убийц и нищих, причём чаще всего являясь ими, эти люди сохраняют в своей душе под теплом и нагаром кристально чистый мир своих фантазий, подобно тому, как в земле, в толще угольных столбов, хранятся ещё никому не известные алмазные копи. К таким людям относится Настя. Она торговка любовью. В приличном обществе её называют «падшей женщиной». Но на самом деле она не падшая, а парящая. Она порхает в своём мире Раулей и Гастонов, мечтает о вечной любви, о любви, побеждающей смерть и верит в то, что у неё была или ещё будет эта любовь.
лей и Гастонов, мечтает о вечной любви, о любви, побеждающей смерть и верит в то, что у неё была или ещё будет эта любовь. Настя хочет, чтобы другие верили в её сон, но она никого не пустит в него, потому что боится, что чужак может разрушить сон своими железными доводами и голыми фактами. Она построила вокруг своего мира каменную стену, через которую не проходят все насмешки и упрёки, но в этой стене она оставила окна, чтобы все смотрели и завидовали красоте её мечты.
С появлением в ночлежке Луки ещё у нескольких ночлежников появилась вера в лучшую жизнь. Лука дал им точку отсчёта, идею, а они вокруг этой идеи создали свой образ идеального мира. Лука следует принципу «ложь во спасение». Не можешь жить в общем мире — создай свой. Анна и Актёр его создали. Анна умирала, и ей нужна была смерть как успокоение, она хотела, чтобы кончились её страдания на земле, а что будет дальше, ей было неважно. Лука смог убедить Анну в том, что жизнь после смерти будет гораздо лучше земной жизни, что Рай существует. И Анна поверила в Рай и даже подумала, что можно помучиться ещё немного на земле, раз уж потом не будет ни боли, ни страданий, а будет один только покой. Анна умирает со спокойной душой, потому что решает для себя самую неразрешимую загадку мироздания, загадку смерти. И пусть это решение было придумано ею самой, но она искренне уверовала в него как в единственно верное и последовала после смерти именно в тот мир, в который верила.
Лука повлиял и на Актёра. Это было ещё легче, чем с Анной. Лука только рассказал Актёру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, которая есть где-то, неизвестно где, как Актёр уже представил себе, какая она белая, чистая, как там кормят и как он вылечится, и даже стал собирать деньги на дорогу и бросил пить, чтобы подготовиться к лечению. Ему было всё равно, где эта лечебница находится, он твёрдо верил, что найдёт её. Но он не смог оградить свою мечту от других, и эти другие поспешили влезть туда. Сатин ни о чём не мечтал, не строил воздушных замков, и ему не нравилось, что это делают другие. Актёр же был хрупким, ранимым человеком, на него слова Сатина о том, что Лука соврал, что никакой лечебницы нет, подействовали самым худшим образом. Мечта Актёра лопнула, как мыльный пузырь. Его идеальный мир рухнул, а сам он, поверженный и униженный, лишил себя жизни, потому что душа его была низвержена из самого высшего и чистого мира в грязную, тёмную, жалкую ночлежку.
Если тебя ранит правда, пугает окружающий мир, если ты глубоко несчастлив, то постарайся заснуть, и ты увидишь лучший мир, создашь себе новую цель и веру, а когда проснёшься, этот мир останется у тебя в сердце и тебе будет гораздо легче И пусть каждому воздастся по вере его.