Русские сочинения - Горький М. - На дне - КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ А.М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ".

КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ А.М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ".

КРИТИКА РОССИЙСКОЙДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ А.М.ГОРЬКОГО «НАДНЕ».
Хорошо, когда прочитанная книга оставляетслед в душе. И если он яркий, мы вдругзадумывается над тем, какое значение имеетдля нас это произведение, что оно дает вам.
Со времени создания пьес Горького прошломного лет, но и теперь они читаются и идут втеатрах. Видимо, им предопределена долгаяжизнь. Можно сказать, что это — энциклопедияпредреволюционной России, история,запечатленная мастерски и жизненно. нонельзя забывать, что в них многообщечеловеческого, подходящего не только кпрошлой, но и нынешней жизни.
«Человек — это великолепно! Это звучит… гордо!»Эти слова, сказанные на заре XX века,определяли творческую линию писателя. Онлюбил людей, поэтому его воображение,пронизанное прекрасной мечтой о великомпризвании человека, рождало такиеизумительные образы, как Данко.
Но он же и выступал со страстным и горячимпротестом против всего, что принижалочеловека, против всех «свинцовыхмерзостей жизни».
В пьесе «На дне» с большой силой инепревзойденным художественныммастерством показаны те ужасные условияжизни, которые толкают на «дно», «вяму». И тогда человек перестает бытьчеловеком. Да разве ж это люди обитают вомерзительной ночлежке Костылева? Ониутратили все человеческое, потеряли дажеоблик человека, превратились в жалких,никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том,что с ними случилось: у них не хватилотвердости или умения бороться с судьбой,желания трудиться, преодолевать трудности.Но виноваты и социальные условия. Это былаэпоха быстрого обогащения одних иобнищания других, эпоха, когда рушилисьостатки вековых устоев. В каждойзагубленной судьбе мы видим сплавобщественных и личных проблем.
Но даже и здесь, «на дне» жизни,действуют свои неумолимые волчьи законы.Здесь свои «короли» и подвластные,эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева иработники. Законы общества преследуютчеловека от рождения до смерти, от царскихчертогов до вонючей ночлежки. Только впоследних все гораздо обнаженнее, аотношения более дикие. И в этом обвинениестрою и обществу! Жизнь здесь длянормального человека хуже каторги. Онатолкает людей на преступления, черствость,бесчестность. Ворует Васька Пепел, умираетв страшных муках Анна, идет на самое ужасноев жизни Настя, окончательно спивается Актер.Они уже не смогут подняться!
А ведь это люди, которые знали когда-то идругую жизнь. И поэтому полна страстныхмечтаний о будущем Наташа, думает о светлыхчувствах Настя, верит в свою мечту больной,опустившийся Актер. У них только и осталосьв жизни, что вера. «У нас нет имени! Дажесобаки имеют клички, а мы нет!» — с горькимчувством восклицает актер. И в этомвозгласе нестерпимая обида человека,выброшенного за борт жизни. Этим качествомс избытком обладал сам Горький, наделял оним и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумелзаронить и зажечь в сердце каждого искрунадежды и мечты. Но после его ухода ещетяжелее стала жизнь ночлежников. Люди этитак изломаны, что уже не могут ничегоизменить в своей судьбе. Им в общем-тонечего ждать. И надежда, оброненная Лукой,лишь разбередила их раны. Поманил старик, адороги не показал.
Как ореховая скорлупа раздавлены мечтыКлеща о лучшем времени, и в результате мывидим его падшим крайне низко:«Никогдауже он не выберется отсюда». И читателюстановится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так больше житьневозможно!
Многие свои мысли вкладывает автор в устаСатина. Порой странно слышать такие высокиеслова от картежника и шулера. Мы понимаем,что в Сатине погибла недюжинная натура,сильный, ясный ум. Гордые слова о человекестали крылатыми, они заставляют верить, чтолюди достойны лучшей участи.
Пьеса «На дне» проникнута горячим истрастным призывом любить человека,сделать так, чтобы имя это действительнозвучало гордо. Пьеса имела огромныйполитический резонанс, звала кпереустройству общества, выбрасывающеголюдей «на дно». Нет и не может бытьсчастья, пока человек несвободен, поканесправедливость господствует на каждомшагу. Человек достоин счастья и свободупотому уже, что он Человек!
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили огуманизме и милосердии, когда призываем «милостьк падшим», пьеса Горького обретает иноезначение. Это не только историческийдокумент, не просто выдающееся творениечеловеческого ума, это и произведение,которое вновь и вновь будет обращать взорылюдей к вечным проблемам добра, милосердия,социальной справедливости.