«На дне» — пьеса о силе человека
Пьеса «На дне» — гениальное философское произведение М. Горького. В ней представлены люди, брошенные на самое дно жизни. Они брошены туда обществом, в котором одни, имея все, властвуют, счи тают себя хозяевами жизни, а другие не имеют ничего и становятся узниками своей несчастливой судьбы. Итак, Горький рисует нам грязную ночлежку, хозяином которой является лицемерный и жадный старик Костылев. В этой ночлежке живут люди самых разных слоев общества. Здесь мы видим бывшего артиста, слесаря Клеща, который все еще надеется выбраться из этой дыры, его умирающую жену Анну, Барона, в прошлом дворянина, а теперь такого же нищего, как и все обитатели этого подвала, бывшего телеграфиста Сатина, вора Пепла и еще нескольких таких же несчастных людей.
В особый сюжетный узел завязываются отношения между хозяином ночлежки, его женой, ее сестрой Наташей и Пеплом. Василиса нещадно избивает свою сестру за то, что та нравится ее любовнику Пеплу. В то же время с помощью этого человека она хочет избавиться от своего мужа. Заканчивается этот конфликт тем, что Пепел убивает старика Костыле-ва и исчезает в неизвестном направлении, избитая Наташа оказывается в больнице, а затем тоже исчезает, Василиса же попадает в тюрьму.
Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося на «.дно» слесаря Клеща и его несчастной жены. Раньше этот человек часто избивал ее. Он и теперь, когда она умирает, не проявляет к ней не только любви, но даже сочувствия.
Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведя и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.
Особую роль играет в пьесе «На дне» Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты —
надейся!», «Ты — верь!» Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а потому, что не ждет никаких перемен, не верит в способность людей изменить жизнь, даже в их способности вынести сознание всей страшной правды жизни. Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Лука уверен, что правдой никогда никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль с помощью утешительной лжи. И хоть он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет помочь им, его проповедь приносит вред. Эта проповедь, сталкиваясь со всем тем живым, что еще сохранилось в душах обитателей «дна», либо терпит поражение, либо ускоряет гибель побежденных. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: «Ты с радостью помирай, без тревоги...» А в Анне, напротив, усиливается желание жить: «… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Этот странник рассказывает Наташе притчу о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности иллюзий. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем собой: «Не стерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования.
ера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования.
В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и когда все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его: он отрицает, что Лука — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в нападение на ложную философию этого странствующего утешителя.
Сатин говорит: «Он врал… но — это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я — знаю ложь! Кто слаб душой и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, их склонность к терпению, к примирению, к всепрощению.
Горький противопоставляет Луке Сатина, который, несмотря на все тяготы жизни, на ужасное положение, в котором он оказался, восклицает: «Человек — вот правда! Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» Эти слова внушают несокрушимую веру в то, что человечество идет и придет через все преграды и ужасы не к гибели, а к возрождению.
И вот тут появляется Лука, странник 60 лет. Он сразу же обращает на себя внимание ночлежников. Почему же так происходит? Этому способствуют его своеобразные размышления о жизни. Беспаспортный бродяга Лука, которого много «мяли» в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости. Умирающий Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы вовсе нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убежден, что жизнь людей изменить нельзя, можно изменить только отношение людей к действительности. Но за это его осуждать нельзя, так как в его словах содержится немало убедительных суждений. Так, например, он говорит: «Кто крепко хочет — найдет», «человек должен уважать себя», «люди живут для лучшего». После уходя Луки обитатели ночлежки вспоминают о нем с теплотой, хотя некоторые понимают, что Лука «для многих был… как пластырь для нарывов». Фило софствующий Сатин понимает, что Лука проповедует не из корысти, а из жалости к людям. Выступление Сатина является кульминацией в развитии споров ночлежников о правде, человеке, труде.
Одним из героев, не хотевших понимать Луку, является Барон. Когда-то он был богат, но теперь окончательно спился, т.к. тратил попусту все свои деньги и не задумывался о своем завтрашнем дне. Он стал таким же, как и другие обитатели ночлежки, но все-таки барские привычки в нем сохранились. Одним из тех, кто верил Луке, был Актер. Раньше он работал в театре, читал стихи, но запил, и единственной его мечтой было найти больницу, чтобы вылечиться.
ственной его мечтой было найти больницу, чтобы вылечиться. После ухода Луки его никто больше не мог поддержать, и Актер, разочаровавшись в своей жизни, решил удавиться.
Гениальность Горького состоит в том, что он в своей пьесе «На дне» сумел изобразить людей, находящихся на самом дне жизни, в самых жестких обстоятельствах. Это был протест как против строя, угнетавшего человека, так и против смирения и утешительного сострадания. Монолог Сатина был созвучен нараставшим в стране революционным настроениям. Пьеса Горького принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и «к буре звала».
В особый сюжетный узел завязываются отношения между хозяином ночлежки, его женой, ее сестрой Наташей и Пеплом. Василиса нещадно избивает свою сестру за то, что та нравится ее любовнику Пеплу. В то же время с помощью этого человека она хочет избавиться от своего мужа. Заканчивается этот конфликт тем, что Пепел убивает старика Костыле-ва и исчезает в неизвестном направлении, избитая Наташа оказывается в больнице, а затем тоже исчезает, Василиса же попадает в тюрьму.
Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося на «.дно» слесаря Клеща и его несчастной жены. Раньше этот человек часто избивал ее. Он и теперь, когда она умирает, не проявляет к ней не только любви, но даже сочувствия.
Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведя и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.
Особую роль играет в пьесе «На дне» Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты —
надейся!», «Ты — верь!» Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а потому, что не ждет никаких перемен, не верит в способность людей изменить жизнь, даже в их способности вынести сознание всей страшной правды жизни. Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Лука уверен, что правдой никогда никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль с помощью утешительной лжи. И хоть он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет помочь им, его проповедь приносит вред. Эта проповедь, сталкиваясь со всем тем живым, что еще сохранилось в душах обитателей «дна», либо терпит поражение, либо ускоряет гибель побежденных. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: «Ты с радостью помирай, без тревоги...» А в Анне, напротив, усиливается желание жить: «… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Этот странник рассказывает Наташе притчу о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности иллюзий. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем собой: «Не стерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования.
ера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования.
В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и когда все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его: он отрицает, что Лука — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в нападение на ложную философию этого странствующего утешителя.
Сатин говорит: «Он врал… но — это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я — знаю ложь! Кто слаб душой и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, их склонность к терпению, к примирению, к всепрощению.
Горький противопоставляет Луке Сатина, который, несмотря на все тяготы жизни, на ужасное положение, в котором он оказался, восклицает: «Человек — вот правда! Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» Эти слова внушают несокрушимую веру в то, что человечество идет и придет через все преграды и ужасы не к гибели, а к возрождению.
И вот тут появляется Лука, странник 60 лет. Он сразу же обращает на себя внимание ночлежников. Почему же так происходит? Этому способствуют его своеобразные размышления о жизни. Беспаспортный бродяга Лука, которого много «мяли» в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости. Умирающий Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы вовсе нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убежден, что жизнь людей изменить нельзя, можно изменить только отношение людей к действительности. Но за это его осуждать нельзя, так как в его словах содержится немало убедительных суждений. Так, например, он говорит: «Кто крепко хочет — найдет», «человек должен уважать себя», «люди живут для лучшего». После уходя Луки обитатели ночлежки вспоминают о нем с теплотой, хотя некоторые понимают, что Лука «для многих был… как пластырь для нарывов». Фило софствующий Сатин понимает, что Лука проповедует не из корысти, а из жалости к людям. Выступление Сатина является кульминацией в развитии споров ночлежников о правде, человеке, труде.
Одним из героев, не хотевших понимать Луку, является Барон. Когда-то он был богат, но теперь окончательно спился, т.к. тратил попусту все свои деньги и не задумывался о своем завтрашнем дне. Он стал таким же, как и другие обитатели ночлежки, но все-таки барские привычки в нем сохранились. Одним из тех, кто верил Луке, был Актер. Раньше он работал в театре, читал стихи, но запил, и единственной его мечтой было найти больницу, чтобы вылечиться.
ственной его мечтой было найти больницу, чтобы вылечиться. После ухода Луки его никто больше не мог поддержать, и Актер, разочаровавшись в своей жизни, решил удавиться.
Гениальность Горького состоит в том, что он в своей пьесе «На дне» сумел изобразить людей, находящихся на самом дне жизни, в самых жестких обстоятельствах. Это был протест как против строя, угнетавшего человека, так и против смирения и утешительного сострадания. Монолог Сатина был созвучен нараставшим в стране революционным настроениям. Пьеса Горького принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и «к буре звала».