Русские сочинения - Горький М. - На дне - «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)

«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)

«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)

Пепел: «Бог есть?»
(Лука молчит, улыбаясь)
Лука. Коли веришь, — есть;
Не веришь, — нет…
Во что веришь, то и есть.

Мы довольно часто прибегаем ко лжи во имя «гуманистических» целей, терзания совести пытаемся затушить, убеждая себя и
окружающих в своей правоте, в том, что ложь – во благо, во спасение… Но нам ли судить об этом? По моему, — определить
истинную «окраску» лжи или правды может лишь тот, во чьё «благо» они направлены, хотя всем людям свойственно ошибаться…
Прочитав пьесу М. Горького «На дне», я невольно обратил особое внимание на образ Луки, а в последствии узнал, что
именно этот персонаж не редко становится предметом полемики критиков. Особенно пристрастно роль героя в описанной
автором ситуации рассматривалась в критике прошлых лет, «проповедующей» идеологию коммунизма и поэтому обличающей
«пороки» Луки, обвиняющей его в откровенном вредительстве зачастую безосновательно. Сейчас же, в эпоху свободы
взглядов, никто не стремиться навязать кому — то свое мнение, тем самым давая реальный шанс научиться делать свои
выводы. Это умение, я уверен пригодиться в жизни.
Лука… Это имя для своего героя автор выбрал неслучайно. Но что Горький тем самым хотел сказать, для нас остается
загадкой.
Образ Луки не однозначен, многословен. Возможно, имя «Лука» произошло от слова «лукавый». Основываясь на этом
предположении можно сказать, что герой, на первый взгляд, «смягчающий» грубость, безразличие и безнадежность окружающего
мира, бессознательно, свято веря в свои идеалы, мешает людям действовать, дает им ложную надежду, отвлекает от борьбы за
достойное существование и сбивает с «праведного пути».
Что же касается Луки – лжегуманиста, человека, целенаправленно пытающегося «утопить «утопающих»», но такое истолкование
образа героя я не приемлю вовсе.
В то же время избранное автором имя – это имя святого. Возможно, оно говорит об изначальном наделении героя лучшими
человеческими качествами, а так же определяет роль Луки в пьесе как учитель, толкователя, провидца. Любовь героя к людям
основана на их первоначальном равенстве. И автор в уста Луки вкладывает хотя «незавидное; но верное сравнение: «ни одна
блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…»
Казалось бы, мудрый странник Лука лишь «отдает», ничего не прося в замен, но все же он, наблюдая за своими «учениками»,
и сам «учится»: «Понять хочется дела – то человеческие»… Герой, не смотря на свой «солидный возраст, нередко открывает
для себя в окружающем мире что – то новое: «А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек – то думает про себя
– хорошо я делаю! Хвать – а люди не довольны!»
Лука считает, что любой человек имеет право жить достойно. Он помогает каждому найти верный путь, но то, как ночлежники
воспринимают старика – странника и его речи, а также мировоззрение каждого из них определяет дальнейшую судьбу каждого
из них.
Теория «праведной земли» – своеобразный пример из жизни, доказывающий читателю, что порой правда, именно правда губит
человека. И герой притчи Луки прав, говоря, что «…книги и планы… — ни к чему, если праведной земли нет». Во имя чего
живут люди, для чего жертвуют собой, ради чего? Если в конце тоннеля не мерцает заветный огонек – цель всей жизни. К
чему же потери, искания, если жизнь нам готовит лишь жестокое разочарование???
Сила веры воистину велика. Вера может спасти, а измена ей – убить человека. Но каждый должен обрести веру сам – ее
невозможно навязать. Лука на вопрос Пепла о существовании Бога отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет…
Во что веришь, то и есть.»
История и литература приводит немало примеров, когда люди, объединенные и воодушевленные верой, поднимались на
борьбу за светлое будущее. Нередко случается так, что человек, свято веря во что-либо, в конце концов достигает свою
цель.
Так как же присутствие Луки, его участие в жизни ночлежников отразилось на их дальнейшей жизни? Бытует мнение, что
герой лишь ускорил как духовную, так и физическую гибель ночлежников. По-моему, такая иллюзия возникает благодаря тому,
что люди, живущие в ночлежке, оказались слабыми и
Настолько завязли в болоте безысходности, упадка, что предпочли спасению гибель.
Мир «не идеален». Так хвала тому, кто пытается скрасить эту жизнь:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Недаром эти строки «продекламировал» Актер. Ведь именно на судьбу этого героя Лука «повлиял» больше всего.
Старик верит в человека, в то, что возможности человека безграничны, стоит лишь приложить усилие к выполнению
задуманного
Лука обладает удивительным даром убеждения настолько сильным, что, казалось бы, даже безнадежные реалисты хоть на
мгновение, но оказываются во
власти его «сказок»
Так, пьяница-актер, поверив в существование бесплатной лечебницы для алкоголиков, делает первые шаги на пути к
самоисцелению: « Я сегодня – работал, мел улицу…а водки – не пил!»
Последние дни любимца публики, человека далеко не глупого, а также его смерть, казалось бы, — самое уязвимое
звено в «оправдании» Луки, но: — каким бы мудрым ни был наставник, жизнь придется прожить именно самому ученику,
опираясь на собственные силы. А…смерть, самоубийство…Оно, на мой взгляд, говорит о слабости человека; он должен черпать
силы для достижения цели в самом себе. Поэтому бессмысленно обвинять Луку в смерти Актера. Старик ничего не обещал, он
лишь указал верную дорогу, дал надежду на исцеление, но Актер не сумел пройти этот путь до конца, он обессилел…
Лука – это человек, который даже в самом безнадежном пытается усмотреть что – то хорошее, убеждает окружающих в
том, что в этом опустившемся мире, на дне жизни, еще есть справедливость.
Так, Пеплу Лука советует оставить «неблагодарное» ремесло вора. Старик убеждает героя в том, что жить по
«заповедям божьим» хорошо даже в Сибири, в краю суровом, земле каторжников, ссыльных…
Несчастную, больную Анну, которая за свою недолгую жизнь не видела ни чего, кроме нищеты, побоев, оскорблений, Лука
по – отечески утешает, обещая ей покой на том свете.
Наташу старик пытается «вразумить», предупредить грядущее несчастье – откровенную «месть» ведьмы – сестры. Но
добрая, мечтательная девушка не особо прислушивается к его словам.
Настя же, падшая женщина, искренне верит в свою минувшую великую любовь и находит в Луке понимающего собеседника,
утешителя.
Всем обитателям ночлежки, этим совершенно разным людям Лука пытается помочь, жалеет и утешает их, дает добрые
советы. И люди, озаренные теплом этого внезапно появившегося на сером небосводе их жизни светила, становятся добрее,
чище… Но, к сожалению, не каждый из них умеет самостоятельно продолжить тернистый путь к счастью.
Добро Луки – это деятельное добро, что не сложно доказать, проследив жизнь ночлежников с момента появления Луки.
А несчастливый конец пьесы ни – чуть не чернит странника – он говорит лишь о несостоятельности «учеников» вырваться
со «дна», избавиться от пороков.
«Ложь» Луки – это попытка уберечь героев – жителей ночлежки – от дальнейшего «разложения» и она выше губящей
правды!