Русские сочинения
-
Горький М.
-
На дне
-
«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)
«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)
«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Жан-Поль Беранже
Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно
ста-вить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об
отрицательном.
В обычной ситуации, может быть, это и не всегда так важно, что вам скажут: правду, истину – или солгут в очередной раз.
А если дело касается, к примеру, пациента и врача, когда доктор не сомневается в том, что больной не доживет до
следующего дня. Он не знает, как ему поступить: сказать все в глаза или промолчать, скрыть. Вот он – вечный философский
вопрос. Вопрос о правде и святой лжи.… Эту проблему поднимает и М.Горький в своей пьесе «На дне».
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономиче-ский кризис. Под давлением тягчайшего экономического гнета
опус-калось на «дно» жизни огромное количество людей. В пьесе «На дне» М.Горький рисует нам потрясающие картины жизни
капиталистиче-ского «дна», которое представлено в виде костылевской ночлежки.
Основной конфликт драмы – конфликт в душах героев, в их вос-приятии мира, человека, правды, конфликт между реальным и
же-лаемым. Здесь-то и зарождается спор о правде.
В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» М.Горький, касаясь проблематики своей пьесы, говорил: « Нужно ли
доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Так
ставит про-блему М.Горький.
Лука и Сатин размышляют о человеке, его силе, его правде, об отношении к человеку: «Человек – вот правда».
Лук…. С появлением этого человека в ночлежке души ее обита-телей становятся взбудораженными, мысли – интенсивней,
собран-ней. Лука – странник, проповедующий добро, любовь и уважение к людям. Это человек, который любит размышлять. Ему
не откажешь в уме, он стремиться к истине.
Лука не главный герой пьесы. Он лишь композиционный центр драмы, вокруг которого строится основной конфликт. Появление
Лу-ки – завязка пьесы, его исчезновение – кульминация.
Лука – интересный герой, вызывающий огромное количество споров вокруг себя. Для того чтобы попытаться понять, кто же он
та-кой, обратимся к автору. Сам М.Горький утверждал, что Лука – жу-лик, обманщик и имя у него Лука – «лукавый».
Лука – тонкий психолог. Он сразу же угадывает, что нужно лю-дям, и тут же им предоставляет ту утешительную мудрость, ту
сказ-ку, которая для обитателей ночлежки становится бальзамом, зажив-ляющим все раны. Таким образом, Лука стремится не к
изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.
Жалостливость – вот та изюминка, за счет которой Лука завое-вывает симпатии окружающих. Жалостливость и внушение
ложной, мимолетной иллюзии в бесперспективной жизни ямы, дна, бездны, из которой уже не выбраться! Кто-кто, а Лука это
понимает лучше всех!
Он сам не верит в свою «правду». И знает, что все сказанное им – бред, вымысел или неосуществимая затея, но заботит ли
его это? Думает ли он о последствиях своей утешительной сказки?
Нет! Ему это не интересно! И доказывает это он своим исчезно-вением. Да! Он исчезает, растворяется как раз в тот
момент, когда люди, которым он вскружил головы, нуждаются в его словах, в его советах, в этих самых выдумках более всего
на свете.
Лука вместо того, чтобы собрать и объединить силы для борьбы, длительной и тяжелой, наоборот, расслабляет жителей
ночлежки.
Каждый из г6ероев пытается вырваться. И Лука усилил это их желание. Но как горько становится всем после осознания
полнейшего несоответствия между социальным положением героев и их внутрен-ним миром.
Нет, не нужна людям «дна» «правда» Луки. Она отбирает силы для борьбы с действительностью с целью достижения счастья,
для которого и создан человек.
Обитатели ночлежки слабы, они несостоятельны: с исчезновени-ем из их поля зрения Луки уходит их мечта о новой жизни,
зажжен-ная странником. Все остается по-старому.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная по-зиция представлена в образе босяка Сатина. Сатин – борец за
спра-ведливость. Он и в тюрьму попал, потому что вступился за честь сво-ей сестры. Человеческая несправедливость и годы
страшной нужды не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий
в простом утешении лю-дей. Именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту чело-века и человеческих прав:
«Человек свободен, он за все платит сам».
Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремления-ми и
общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в
костылевской ночлежке.
Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у не-го нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и
беспово-ротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».
Так что же нужно человеку: настоящая правда или утешающая ложь? Спорьте, критики! Спорьте, философы! Найдете ли вы
единый ответ? Нет, наверно. Потому что люди испокон веков пытаются най-ти решение вопроса и будут еще долго искать….
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Жан-Поль Беранже
Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно
ста-вить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об
отрицательном.
В обычной ситуации, может быть, это и не всегда так важно, что вам скажут: правду, истину – или солгут в очередной раз.
А если дело касается, к примеру, пациента и врача, когда доктор не сомневается в том, что больной не доживет до
следующего дня. Он не знает, как ему поступить: сказать все в глаза или промолчать, скрыть. Вот он – вечный философский
вопрос. Вопрос о правде и святой лжи.… Эту проблему поднимает и М.Горький в своей пьесе «На дне».
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономиче-ский кризис. Под давлением тягчайшего экономического гнета
опус-калось на «дно» жизни огромное количество людей. В пьесе «На дне» М.Горький рисует нам потрясающие картины жизни
капиталистиче-ского «дна», которое представлено в виде костылевской ночлежки.
Основной конфликт драмы – конфликт в душах героев, в их вос-приятии мира, человека, правды, конфликт между реальным и
же-лаемым. Здесь-то и зарождается спор о правде.
В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» М.Горький, касаясь проблематики своей пьесы, говорил: « Нужно ли
доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Так
ставит про-блему М.Горький.
Лука и Сатин размышляют о человеке, его силе, его правде, об отношении к человеку: «Человек – вот правда».
Лук…. С появлением этого человека в ночлежке души ее обита-телей становятся взбудораженными, мысли – интенсивней,
собран-ней. Лука – странник, проповедующий добро, любовь и уважение к людям. Это человек, который любит размышлять. Ему
не откажешь в уме, он стремиться к истине.
Лука не главный герой пьесы. Он лишь композиционный центр драмы, вокруг которого строится основной конфликт. Появление
Лу-ки – завязка пьесы, его исчезновение – кульминация.
Лука – интересный герой, вызывающий огромное количество споров вокруг себя. Для того чтобы попытаться понять, кто же он
та-кой, обратимся к автору. Сам М.Горький утверждал, что Лука – жу-лик, обманщик и имя у него Лука – «лукавый».
Лука – тонкий психолог. Он сразу же угадывает, что нужно лю-дям, и тут же им предоставляет ту утешительную мудрость, ту
сказ-ку, которая для обитателей ночлежки становится бальзамом, зажив-ляющим все раны. Таким образом, Лука стремится не к
изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.
Жалостливость – вот та изюминка, за счет которой Лука завое-вывает симпатии окружающих. Жалостливость и внушение
ложной, мимолетной иллюзии в бесперспективной жизни ямы, дна, бездны, из которой уже не выбраться! Кто-кто, а Лука это
понимает лучше всех!
Он сам не верит в свою «правду». И знает, что все сказанное им – бред, вымысел или неосуществимая затея, но заботит ли
его это? Думает ли он о последствиях своей утешительной сказки?
Нет! Ему это не интересно! И доказывает это он своим исчезно-вением. Да! Он исчезает, растворяется как раз в тот
момент, когда люди, которым он вскружил головы, нуждаются в его словах, в его советах, в этих самых выдумках более всего
на свете.
Лука вместо того, чтобы собрать и объединить силы для борьбы, длительной и тяжелой, наоборот, расслабляет жителей
ночлежки.
Каждый из г6ероев пытается вырваться. И Лука усилил это их желание. Но как горько становится всем после осознания
полнейшего несоответствия между социальным положением героев и их внутрен-ним миром.
Нет, не нужна людям «дна» «правда» Луки. Она отбирает силы для борьбы с действительностью с целью достижения счастья,
для которого и создан человек.
Обитатели ночлежки слабы, они несостоятельны: с исчезновени-ем из их поля зрения Луки уходит их мечта о новой жизни,
зажжен-ная странником. Все остается по-старому.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная по-зиция представлена в образе босяка Сатина. Сатин – борец за
спра-ведливость. Он и в тюрьму попал, потому что вступился за честь сво-ей сестры. Человеческая несправедливость и годы
страшной нужды не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий
в простом утешении лю-дей. Именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту чело-века и человеческих прав:
«Человек свободен, он за все платит сам».
Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремления-ми и
общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в
костылевской ночлежке.
Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у не-го нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и
беспово-ротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».
Так что же нужно человеку: настоящая правда или утешающая ложь? Спорьте, критики! Спорьте, философы! Найдете ли вы
единый ответ? Нет, наверно. Потому что люди испокон веков пытаются най-ти решение вопроса и будут еще долго искать….