Русские сочинения
-
Горький М.
-
На дне
-
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». (6)
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». (6)
Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека и общих человеческих ценностей. Не исключение и Горький.
Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, человеке с большой буквы. Мне кажется, что цель писателя — показать человеку, как прекрасен он может быть.
В пьесе “На дне” люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. “Без имени нет человека”, — говорит Актер. Смерть Анны — тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, — мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, — это предвосхищение его трагического конца.
В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел — в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа — пропала без вести. Василиса — вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ — живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы — примирение “бывшего человека” с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны — надежда еще пожить; для Сатина — желание выпить; для Наташи — прощание с роковой любовью; для Клеща— начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: “Дальше!” — слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”. Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему.
Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои — носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они — худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они — те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. “А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?” — говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. “Человека не надо утешать жалостью, — далее утверждает Сатин. — Человека лучше уважать”. Но что такое для него человек? “Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… В одном!.. Это — огромно! В этом все начала и концы… Все в человеке, все для человека”.
Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают.
Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен.
Пьеса “На дне” — неограниченный материал для исследования общечеловеческих ценностей.
Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, человеке с большой буквы. Мне кажется, что цель писателя — показать человеку, как прекрасен он может быть.
В пьесе “На дне” люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. “Без имени нет человека”, — говорит Актер. Смерть Анны — тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, — мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, — это предвосхищение его трагического конца.
В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел — в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа — пропала без вести. Василиса — вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ — живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы — примирение “бывшего человека” с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны — надежда еще пожить; для Сатина — желание выпить; для Наташи — прощание с роковой любовью; для Клеща— начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: “Дальше!” — слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”. Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему.
Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои — носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они — худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они — те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. “А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?” — говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. “Человека не надо утешать жалостью, — далее утверждает Сатин. — Человека лучше уважать”. Но что такое для него человек? “Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… В одном!.. Это — огромно! В этом все начала и концы… Все в человеке, все для человека”.
Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают.
Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен.
Пьеса “На дне” — неограниченный материал для исследования общечеловеческих ценностей.