Русские сочинения - Горький М. - На дне - (по пьесе М.Горького "На дне")

(по пьесе М.Горького "На дне")

(по пьесе М.Горького «На дне»)
Горький своей пьесой «На дне» выступил как «создатель нового типа социальной драмы». Пьеса «На дне» — обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Чтобы лучше понять атмосферу, царящую в ночлежке, проанализируем начальные сцены пьесы. Пьеса начинается так, будто читатель случайно открывает дверь в подвал и становится свидетелем давно начавшегося разговора. В ночлежке царит атмосфера взаимных оскорблений.
«Начался день! Бога ради… не кричите — не ругайтесь вы!» — просит Анна. Каждый из ночлежников абсолютно равнодушен к судьбе другого и к своей собственной. На просьбу Анны не ругаться, Клещ в сердцах отвечает:«Заныла!» Бубнов реагирует более равнодушно «Шум — смерти не помеха...» Суть происходящего и участь каждого из ночлежников точнее всего выразил Бубнов:«Что было-было, а остались одни пустяки… Здесь господ нету… всё слиняло, один голый человек остался». Картина гибели человеческой души открывается с первых сцен пьесы. И человеком, сломавшим равнодушие и пробудившим в ночлежниках хоть какую-то надежду, является Лука.
Лука понимает, что человек не может жить без веры в себя, и поэтому он старается убедить жителей ночлежки, что не всё ещё потеряно в их жизни. Актёру, который уже почти спился, он говорит:«Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить. Признали, видишь, что пьяница тоже человек… и даже рады, когда он лечиться желает! Только вот чего: ты пока готовься! воздержись! Возьми себя в руки — и терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо будет, брат, снова-то!» Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и забрать с собой Наташу:«Там таких — надобно! А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!»
Многие не верят Луке, говорят, что он «жулик» и «шарлатан». На что Лука отвечает:«Во что веришь, то и есть.» Лука считает, что нужно жалеть людей:«Христос всех жалел. Тюрьма добру не научит и Сибирь не научит, а человек — научит, человек сможет добру научить. » В пьесе «На дне» Горький противопоставляет философии Луки философию Сатина. Сатин уже ни на что не надеется, он не хочет выбираться из ночлежки, не хочет работать. Он считает, что кто-то должен создать хорошие условия для его жизни:«Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Философия сатина оправдывает его жизнь. В конце пьесы Сатин предстаёт перед нами в новом виде. Он говорит как «порядочный человек». Он размышляет о человеке:«Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!»; о правде и лжи:«Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Невольно ловишь себя на мысли, что но во многом прав. Он постепенно начинает завоёвывать наше внимание и уже начинаешь понимать, что это не просто шулер, а довольно неглупый человек. Но в ночлежке происходит трагедия — повесился Актёр. И каждый из ночлежников реагирует по-разному, узнав об этом известии. И все симпатии рушатся, когда слышишь последнюю фразу сатина:«Эх… испортил песню… дур-рак!» Мне кажется, что Сатин «одевал маску» философа, но не вкладывал душу в свои слова, как Лука. А если человек говорит одно, а в сердце у него совершенно другое, то рано или поздно он покажет себя таким, какой он есть на самом деле, без прикрас.