(по пьесе М.Горького "На дне")
(по пьесе М.Горького «На дне»)
Горький своей пьесой «На дне» выступил как «создатель нового типа социальной драмы». Пьеса «На дне» — обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Чтобы лучше понять атмосферу, царящую в ночлежке, проанализируем начальные сцены пьесы. Пьеса начинается так, будто читатель случайно открывает дверь в подвал и становится свидетелем давно начавшегося разговора. В ночлежке царит атмосфера взаимных оскорблений.
«Начался день! Бога ради… не кричите — не ругайтесь вы!» — просит Анна. Каждый из ночлежников абсолютно равнодушен к судьбе другого и к своей собственной. На просьбу Анны не ругаться, Клещ в сердцах отвечает:«Заныла!» Бубнов реагирует более равнодушно «Шум — смерти не помеха...» Суть происходящего и участь каждого из ночлежников точнее всего выразил Бубнов:«Что было-было, а остались одни пустяки… Здесь господ нету… всё слиняло, один голый человек остался». Картина гибели человеческой души открывается с первых сцен пьесы. И человеком, сломавшим равнодушие и пробудившим в ночлежниках хоть какую-то надежду, является Лука.
Лука понимает, что человек не может жить без веры в себя, и поэтому он старается убедить жителей ночлежки, что не всё ещё потеряно в их жизни. Актёру, который уже почти спился, он говорит:«Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить. Признали, видишь, что пьяница тоже человек… и даже рады, когда он лечиться желает! Только вот чего: ты пока готовься! воздержись! Возьми себя в руки — и терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо будет, брат, снова-то!» Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и забрать с собой Наташу:«Там таких — надобно! А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!»
Многие не верят Луке, говорят, что он «жулик» и «шарлатан». На что Лука отвечает:«Во что веришь, то и есть.» Лука считает, что нужно жалеть людей:«Христос всех жалел. Тюрьма добру не научит и Сибирь не научит, а человек — научит, человек сможет добру научить. » В пьесе «На дне» Горький противопоставляет философии Луки философию Сатина. Сатин уже ни на что не надеется, он не хочет выбираться из ночлежки, не хочет работать. Он считает, что кто-то должен создать хорошие условия для его жизни:«Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Философия сатина оправдывает его жизнь. В конце пьесы Сатин предстаёт перед нами в новом виде. Он говорит как «порядочный человек». Он размышляет о человеке:«Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!»; о правде и лжи:«Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Невольно ловишь себя на мысли, что но во многом прав. Он постепенно начинает завоёвывать наше внимание и уже начинаешь понимать, что это не просто шулер, а довольно неглупый человек. Но в ночлежке происходит трагедия — повесился Актёр. И каждый из ночлежников реагирует по-разному, узнав об этом известии. И все симпатии рушатся, когда слышишь последнюю фразу сатина:«Эх… испортил песню… дур-рак!» Мне кажется, что Сатин «одевал маску» философа, но не вкладывал душу в свои слова, как Лука. А если человек говорит одно, а в сердце у него совершенно другое, то рано или поздно он покажет себя таким, какой он есть на самом деле, без прикрас.
Горький своей пьесой «На дне» выступил как «создатель нового типа социальной драмы». Пьеса «На дне» — обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Чтобы лучше понять атмосферу, царящую в ночлежке, проанализируем начальные сцены пьесы. Пьеса начинается так, будто читатель случайно открывает дверь в подвал и становится свидетелем давно начавшегося разговора. В ночлежке царит атмосфера взаимных оскорблений.
«Начался день! Бога ради… не кричите — не ругайтесь вы!» — просит Анна. Каждый из ночлежников абсолютно равнодушен к судьбе другого и к своей собственной. На просьбу Анны не ругаться, Клещ в сердцах отвечает:«Заныла!» Бубнов реагирует более равнодушно «Шум — смерти не помеха...» Суть происходящего и участь каждого из ночлежников точнее всего выразил Бубнов:«Что было-было, а остались одни пустяки… Здесь господ нету… всё слиняло, один голый человек остался». Картина гибели человеческой души открывается с первых сцен пьесы. И человеком, сломавшим равнодушие и пробудившим в ночлежниках хоть какую-то надежду, является Лука.
Лука понимает, что человек не может жить без веры в себя, и поэтому он старается убедить жителей ночлежки, что не всё ещё потеряно в их жизни. Актёру, который уже почти спился, он говорит:«Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить. Признали, видишь, что пьяница тоже человек… и даже рады, когда он лечиться желает! Только вот чего: ты пока готовься! воздержись! Возьми себя в руки — и терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо будет, брат, снова-то!» Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и забрать с собой Наташу:«Там таких — надобно! А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!»
Многие не верят Луке, говорят, что он «жулик» и «шарлатан». На что Лука отвечает:«Во что веришь, то и есть.» Лука считает, что нужно жалеть людей:«Христос всех жалел. Тюрьма добру не научит и Сибирь не научит, а человек — научит, человек сможет добру научить. » В пьесе «На дне» Горький противопоставляет философии Луки философию Сатина. Сатин уже ни на что не надеется, он не хочет выбираться из ночлежки, не хочет работать. Он считает, что кто-то должен создать хорошие условия для его жизни:«Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Философия сатина оправдывает его жизнь. В конце пьесы Сатин предстаёт перед нами в новом виде. Он говорит как «порядочный человек». Он размышляет о человеке:«Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!»; о правде и лжи:«Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Невольно ловишь себя на мысли, что но во многом прав. Он постепенно начинает завоёвывать наше внимание и уже начинаешь понимать, что это не просто шулер, а довольно неглупый человек. Но в ночлежке происходит трагедия — повесился Актёр. И каждый из ночлежников реагирует по-разному, узнав об этом известии. И все симпатии рушатся, когда слышишь последнюю фразу сатина:«Эх… испортил песню… дур-рак!» Мне кажется, что Сатин «одевал маску» философа, но не вкладывал душу в свои слова, как Лука. А если человек говорит одно, а в сердце у него совершенно другое, то рано или поздно он покажет себя таким, какой он есть на самом деле, без прикрас.