Правда Сатина
Пьеса «На дне» была написана в 1902 году. Она имеет большое значение в творчестве Максима Горького. В этом произведении поднимаются философские вопросы о смысле жизни, о путях её изменения. Автор призывает всех к отходу от жуткого и недостойного существования к счастью и совершенствованию. Решением этого призыва является оглашение и раскрытие правды, возбуждение гордости.
Герои пьесы- люди, опустившиеся на самое дно общества. В них исчезло всё человеческое, они утрачивают свои духовные качества, для них уже не существуют такие ценности, как любовь, дружба, честность, взаимопомощь. Герои мучаются от своего положения, но ничего не могут изменить: они по-прежнему тяжело живут, ненавидят друг друга, способны предать ради денег. Самое ужасное заключается в том, что герои не стремятся и не пытаются изменить свою жизнь, свой быт и свою душу.
Неожиданное появление старца Луки вносит в их скучное и развратное житьё перемены: к каждому персонажу он находит особый подход, он обнадёживает тем, что ещё не всё потеряно, может и жизнь-то только начинается. Многие обитатели ночлежки искренне верят ему и в их душах рождаются надежды на будущее. Вся деятельность Луки состоит в том, чтобы «помочь людям распутать себя, свою сущность».
Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке
жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова.
«А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?»-говорит Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него —вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки
своими красивыми историями, зачем жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит— была она!»
Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле.
Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что
приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией.
рачивается для многих трагедией.
Актёр обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся в том, что надежда, которую Лука вселил в их души, ложная. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, просто поддерживал их веру в то, что выход есть. Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной. Всё дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, поэтому главное обвинение
автор адресует не Луке, а героям. Горькому удаётся вскрыть одну из характерных черт русского характера: неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что-то предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь тёплый отклик находит Лука в их сердцах: он объясняет все их неудачи внешними обстоятельствами. Такая идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить.
Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция «утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя.
Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил
многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Чело-век — вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».
Заметно, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев не однозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны- правда их будничной жизни, правда «дна», и с другой- правда, которую они хотели бы увидеть. Это правда «вымышленная». И самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Конфликт этот есть конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое.
реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит. Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать («Человека приласкать никогда не вредно»), он вселяет надежды спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки… Да, Актёр повесился.
Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой.
Существует некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты всегда живёшь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком
смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов также становится частью жизни.
Человеческие чувства и мечты, его внутренний мир дороже всего и ценнее всего, потому что мечта не ограничивает, а развивает. Правда не дарит надежд, правда не верит в Бога, а без веры в Бога, без надежд нет будущего.
Возможности человеческой личности не ограничены, нужно только не смиряться, не опускать головы, не ждать слов утешения, нужно уметь мобилизировать все физические и духовные силы, и только тогда можно надеяться на достойную жизнь. Я верю, что должны исчезнуть нищие с тротуаров, просящие подаяние; что люди, брошенные не «дно» жизни, обретут веру в свои силы, нужно только помочь им осознать себя личностью и встать на путь своего спасения. И здесь один путь-вера в возможности человека, в его неисчерпаемую силу духа, воли.
Прочитав пьесу М. Горького «На дне», я невольно обратил особое внимание на образ Луки, а в последствии узнал, что именно этот персонаж не редко становится предметом полемики критиков. Особенно пристрастно роль героя в описанной автором ситуации рассматривалась в критике прошлых лет, «проповедующей» идеологию коммунизма и поэтому обличающей «пороки» Луки, обвиняющей его в откровенном вредительстве зачастую безосновательно. Сейчас же, в эпоху свободы взглядов, никто не стремиться навязать кому — то свое мнение, тем самым давая реальный шанс научиться делать свои
выводы. Это умение, я уверен пригодиться в жизни.
Лука… Это имя для своего героя автор выбрал неслучайно. Но что Горький тем самым хотел сказать, для нас остается загадкой.
Образ Луки не однозначен, многословен. Возможно, имя «Лука» произошло от слова «лукавый». Основываясь на этом предположении можно сказать, что герой, на первый взгляд, «смягчающий» грубость, безразличие и безнадежность окружающего
мира, бессознательно, свято веря в свои идеалы, мешает людям действовать, дает им ложную надежду, отвлекает от борьбы за достойное существование и сбивает с «праведного пути».
но, свято веря в свои идеалы, мешает людям действовать, дает им ложную надежду, отвлекает от борьбы за достойное существование и сбивает с «праведного пути».
Что же касается Луки – лжегуманиста, человека, целенаправленно пытающегося «утопить «утопающих»», но такое истолкование образа героя я не приемлю вовсе.
В то же время избранное автором имя – это имя святого. Возможно, оно говорит об изначальном наделении героя лучшими человеческими качествами, а так же определяет роль Луки в пьесе как учитель, толкователя, провидца. Любовь героя к людям
основана на их первоначальном равенстве. И автор в уста Луки вкладывает хотя «незавидное; но верное сравнение: «ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…»
Казалось бы, мудрый странник Лука лишь «отдает», ничего не прося в замен, но все же он, наблюдая за своими «учениками», и сам «учится»: «Понять хочется дела – то человеческие»… Герой, не смотря на свой «солидный возраст, нередко открывает
для себя в окружающем мире что – то новое: «А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек – то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди не довольны!»
Лука считает, что любой человек имеет право жить достойно. Он помогает каждому найти верный путь, но то, как ночлежники воспринимают старика – странника и его речи, а также мировоззрение каждого из них определяет дальнейшую судьбу каждого
из них.
Теория «праведной земли» – своеобразный пример из жизни, доказывающий читателю, что порой правда, именно правда губит человека. И герой притчи Луки прав, говоря, что «…книги и планы… — ни к чему, если праведной земли нет». Во имя чего
живут люди, для чего жертвуют собой, ради чего? Если в конце тоннеля не мерцает заветный огонек – цель всей жизни. К чему же потери, искания, если жизнь нам готовит лишь жестокое разочарование???
Сила веры воистину велика. Вера может спасти, а измена ей – убить человека. Но каждый должен обрести веру сам – ее невозможно навязать. Лука на вопрос Пепла о существовании Бога отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет…
Во что веришь, то и есть.»
История и литература приводит немало примеров, когда люди, объединенные и воодушевленные верой, поднимались на борьбу за светлое будущее. Нередко случается так, что человек, свято веря во что-либо, в конце концов достигает свою
цель.
Так как же присутствие Луки, его участие в жизни ночлежников отразилось на их дальнейшей жизни? Бытует мнение, что герой лишь ускорил как духовную, так и физическую гибель ночлежников. По-моему, такая иллюзия возникает благодаря тому,
что люди, живущие в ночлежке, оказались слабыми и настолько завязли в болоте безысходности, упадка, что предпочли спасению гибель.
Мир «не идеален». Так хвала тому, кто пытается скрасить эту жизнь:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Недаром эти строки «продекламировал» Актер. Ведь именно на судьбу этого героя Лука «повлиял» больше всего.
Старик верит в человека, в то, что возможности человека безграничны, стоит лишь приложить усилие к выполнению задуманного Лука обладает удивительным даром убеждения настолько сильным, что, казалось бы, даже безнадежные реалисты хоть на
мгновение, но оказываются во власти его «сказок» Так, пьяница-актер, поверив в существование бесплатной лечебницы для алкоголиков, делает первые шаги на пути к
самоисцелению: « Я сегодня – работал, мел улицу…а водки – не пил!»
Последние дни любимца публики, человека далеко не глупого, а также его смерть, казалось бы, — самое уязвимое звено в «оправдании» Луки, но: — каким бы мудрым ни был наставник, жизнь придется прожить именно самому ученику, опираясь на собственные силы.
еловека, в то, что возможности человека безграничны, стоит лишь приложить усилие к выполнению задуманного Лука обладает удивительным даром убеждения настолько сильным, что, казалось бы, даже безнадежные реалисты хоть на
мгновение, но оказываются во власти его «сказок» Так, пьяница-актер, поверив в существование бесплатной лечебницы для алкоголиков, делает первые шаги на пути к
самоисцелению: « Я сегодня – работал, мел улицу…а водки – не пил!»
Последние дни любимца публики, человека далеко не глупого, а также его смерть, казалось бы, — самое уязвимое звено в «оправдании» Луки, но: — каким бы мудрым ни был наставник, жизнь придется прожить именно самому ученику, опираясь на собственные силы. А…смерть, самоубийство…Оно, на мой взгляд, говорит о слабости человека; он должен черпать силы для достижения цели в самом себе. Поэтому бессмысленно обвинять Луку в смерти Актера. Старик ничего не обещал, он лишь указал верную дорогу, дал надежду на исцеление, но Актер не сумел пройти этот путь до конца, он обессилел…
Лука – это человек, который даже в самом безнадежном пытается усмотреть что – то хорошее, убеждает окружающих в том, что в этом опустившемся мире, на дне жизни, еще есть справедливость.
Так, Пеплу Лука советует оставить «неблагодарное» ремесло вора. Старик убеждает героя в том, что жить по «заповедям божьим» хорошо даже в Сибири, в краю суровом, земле каторжников, ссыльных…
Несчастную, больную Анну, которая за свою недолгую жизнь не видела ни чего, кроме нищеты, побоев, оскорблений, Лука по – отечески утешает, обещая ей покой на том свете.
Наташу старик пытается «вразумить», предупредить грядущее несчастье – откровенную «месть» ведьмы – сестры. Но добрая, мечтательная девушка не особо прислушивается к его словам.
Настя же, падшая женщина, искренне верит в свою минувшую великую любовь и находит в Луке понимающего собеседника, утешителя.
Всем обитателям ночлежки, этим совершенно разным людям Лука пытается помочь, жалеет и утешает их, дает добрые советы. И люди, озаренные теплом этого внезапно появившегося на сером небосводе их жизни светила, становятся добрее, чище… Но, к сожалению, не каждый из них умеет самостоятельно продолжить тернистый путь к счастью.
Добро Луки – это деятельное добро, что не сложно доказать, проследив жизнь ночлежников с момента появления Луки.
А несчастливый конец пьесы ни – чуть не чернит странника – он говорит лишь о несостоятельности «учеников» вырваться со «дна», избавиться от пороков.
«Ложь» Луки – это попытка уберечь героев – жителей ночлежки – от дальнейшего «разложения» и она выше губящей правды!
Герои пьесы- люди, опустившиеся на самое дно общества. В них исчезло всё человеческое, они утрачивают свои духовные качества, для них уже не существуют такие ценности, как любовь, дружба, честность, взаимопомощь. Герои мучаются от своего положения, но ничего не могут изменить: они по-прежнему тяжело живут, ненавидят друг друга, способны предать ради денег. Самое ужасное заключается в том, что герои не стремятся и не пытаются изменить свою жизнь, свой быт и свою душу.
Неожиданное появление старца Луки вносит в их скучное и развратное житьё перемены: к каждому персонажу он находит особый подход, он обнадёживает тем, что ещё не всё потеряно, может и жизнь-то только начинается. Многие обитатели ночлежки искренне верят ему и в их душах рождаются надежды на будущее. Вся деятельность Луки состоит в том, чтобы «помочь людям распутать себя, свою сущность».
Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке
жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова.
«А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?»-говорит Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него —вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки
своими красивыми историями, зачем жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит— была она!»
Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле.
Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что
приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией.
рачивается для многих трагедией.
Актёр обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся в том, что надежда, которую Лука вселил в их души, ложная. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, просто поддерживал их веру в то, что выход есть. Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной. Всё дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, поэтому главное обвинение
автор адресует не Луке, а героям. Горькому удаётся вскрыть одну из характерных черт русского характера: неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что-то предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь тёплый отклик находит Лука в их сердцах: он объясняет все их неудачи внешними обстоятельствами. Такая идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить.
Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция «утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя.
Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил
многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Чело-век — вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».
Заметно, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев не однозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны- правда их будничной жизни, правда «дна», и с другой- правда, которую они хотели бы увидеть. Это правда «вымышленная». И самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Конфликт этот есть конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое.
реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит. Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать («Человека приласкать никогда не вредно»), он вселяет надежды спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки… Да, Актёр повесился.
Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой.
Существует некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты всегда живёшь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком
смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов также становится частью жизни.
Человеческие чувства и мечты, его внутренний мир дороже всего и ценнее всего, потому что мечта не ограничивает, а развивает. Правда не дарит надежд, правда не верит в Бога, а без веры в Бога, без надежд нет будущего.
Возможности человеческой личности не ограничены, нужно только не смиряться, не опускать головы, не ждать слов утешения, нужно уметь мобилизировать все физические и духовные силы, и только тогда можно надеяться на достойную жизнь. Я верю, что должны исчезнуть нищие с тротуаров, просящие подаяние; что люди, брошенные не «дно» жизни, обретут веру в свои силы, нужно только помочь им осознать себя личностью и встать на путь своего спасения. И здесь один путь-вера в возможности человека, в его неисчерпаемую силу духа, воли.
Прочитав пьесу М. Горького «На дне», я невольно обратил особое внимание на образ Луки, а в последствии узнал, что именно этот персонаж не редко становится предметом полемики критиков. Особенно пристрастно роль героя в описанной автором ситуации рассматривалась в критике прошлых лет, «проповедующей» идеологию коммунизма и поэтому обличающей «пороки» Луки, обвиняющей его в откровенном вредительстве зачастую безосновательно. Сейчас же, в эпоху свободы взглядов, никто не стремиться навязать кому — то свое мнение, тем самым давая реальный шанс научиться делать свои
выводы. Это умение, я уверен пригодиться в жизни.
Лука… Это имя для своего героя автор выбрал неслучайно. Но что Горький тем самым хотел сказать, для нас остается загадкой.
Образ Луки не однозначен, многословен. Возможно, имя «Лука» произошло от слова «лукавый». Основываясь на этом предположении можно сказать, что герой, на первый взгляд, «смягчающий» грубость, безразличие и безнадежность окружающего
мира, бессознательно, свято веря в свои идеалы, мешает людям действовать, дает им ложную надежду, отвлекает от борьбы за достойное существование и сбивает с «праведного пути».
но, свято веря в свои идеалы, мешает людям действовать, дает им ложную надежду, отвлекает от борьбы за достойное существование и сбивает с «праведного пути».
Что же касается Луки – лжегуманиста, человека, целенаправленно пытающегося «утопить «утопающих»», но такое истолкование образа героя я не приемлю вовсе.
В то же время избранное автором имя – это имя святого. Возможно, оно говорит об изначальном наделении героя лучшими человеческими качествами, а так же определяет роль Луки в пьесе как учитель, толкователя, провидца. Любовь героя к людям
основана на их первоначальном равенстве. И автор в уста Луки вкладывает хотя «незавидное; но верное сравнение: «ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…»
Казалось бы, мудрый странник Лука лишь «отдает», ничего не прося в замен, но все же он, наблюдая за своими «учениками», и сам «учится»: «Понять хочется дела – то человеческие»… Герой, не смотря на свой «солидный возраст, нередко открывает
для себя в окружающем мире что – то новое: «А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек – то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди не довольны!»
Лука считает, что любой человек имеет право жить достойно. Он помогает каждому найти верный путь, но то, как ночлежники воспринимают старика – странника и его речи, а также мировоззрение каждого из них определяет дальнейшую судьбу каждого
из них.
Теория «праведной земли» – своеобразный пример из жизни, доказывающий читателю, что порой правда, именно правда губит человека. И герой притчи Луки прав, говоря, что «…книги и планы… — ни к чему, если праведной земли нет». Во имя чего
живут люди, для чего жертвуют собой, ради чего? Если в конце тоннеля не мерцает заветный огонек – цель всей жизни. К чему же потери, искания, если жизнь нам готовит лишь жестокое разочарование???
Сила веры воистину велика. Вера может спасти, а измена ей – убить человека. Но каждый должен обрести веру сам – ее невозможно навязать. Лука на вопрос Пепла о существовании Бога отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет…
Во что веришь, то и есть.»
История и литература приводит немало примеров, когда люди, объединенные и воодушевленные верой, поднимались на борьбу за светлое будущее. Нередко случается так, что человек, свято веря во что-либо, в конце концов достигает свою
цель.
Так как же присутствие Луки, его участие в жизни ночлежников отразилось на их дальнейшей жизни? Бытует мнение, что герой лишь ускорил как духовную, так и физическую гибель ночлежников. По-моему, такая иллюзия возникает благодаря тому,
что люди, живущие в ночлежке, оказались слабыми и настолько завязли в болоте безысходности, упадка, что предпочли спасению гибель.
Мир «не идеален». Так хвала тому, кто пытается скрасить эту жизнь:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Недаром эти строки «продекламировал» Актер. Ведь именно на судьбу этого героя Лука «повлиял» больше всего.
Старик верит в человека, в то, что возможности человека безграничны, стоит лишь приложить усилие к выполнению задуманного Лука обладает удивительным даром убеждения настолько сильным, что, казалось бы, даже безнадежные реалисты хоть на
мгновение, но оказываются во власти его «сказок» Так, пьяница-актер, поверив в существование бесплатной лечебницы для алкоголиков, делает первые шаги на пути к
самоисцелению: « Я сегодня – работал, мел улицу…а водки – не пил!»
Последние дни любимца публики, человека далеко не глупого, а также его смерть, казалось бы, — самое уязвимое звено в «оправдании» Луки, но: — каким бы мудрым ни был наставник, жизнь придется прожить именно самому ученику, опираясь на собственные силы.
еловека, в то, что возможности человека безграничны, стоит лишь приложить усилие к выполнению задуманного Лука обладает удивительным даром убеждения настолько сильным, что, казалось бы, даже безнадежные реалисты хоть на
мгновение, но оказываются во власти его «сказок» Так, пьяница-актер, поверив в существование бесплатной лечебницы для алкоголиков, делает первые шаги на пути к
самоисцелению: « Я сегодня – работал, мел улицу…а водки – не пил!»
Последние дни любимца публики, человека далеко не глупого, а также его смерть, казалось бы, — самое уязвимое звено в «оправдании» Луки, но: — каким бы мудрым ни был наставник, жизнь придется прожить именно самому ученику, опираясь на собственные силы. А…смерть, самоубийство…Оно, на мой взгляд, говорит о слабости человека; он должен черпать силы для достижения цели в самом себе. Поэтому бессмысленно обвинять Луку в смерти Актера. Старик ничего не обещал, он лишь указал верную дорогу, дал надежду на исцеление, но Актер не сумел пройти этот путь до конца, он обессилел…
Лука – это человек, который даже в самом безнадежном пытается усмотреть что – то хорошее, убеждает окружающих в том, что в этом опустившемся мире, на дне жизни, еще есть справедливость.
Так, Пеплу Лука советует оставить «неблагодарное» ремесло вора. Старик убеждает героя в том, что жить по «заповедям божьим» хорошо даже в Сибири, в краю суровом, земле каторжников, ссыльных…
Несчастную, больную Анну, которая за свою недолгую жизнь не видела ни чего, кроме нищеты, побоев, оскорблений, Лука по – отечески утешает, обещая ей покой на том свете.
Наташу старик пытается «вразумить», предупредить грядущее несчастье – откровенную «месть» ведьмы – сестры. Но добрая, мечтательная девушка не особо прислушивается к его словам.
Настя же, падшая женщина, искренне верит в свою минувшую великую любовь и находит в Луке понимающего собеседника, утешителя.
Всем обитателям ночлежки, этим совершенно разным людям Лука пытается помочь, жалеет и утешает их, дает добрые советы. И люди, озаренные теплом этого внезапно появившегося на сером небосводе их жизни светила, становятся добрее, чище… Но, к сожалению, не каждый из них умеет самостоятельно продолжить тернистый путь к счастью.
Добро Луки – это деятельное добро, что не сложно доказать, проследив жизнь ночлежников с момента появления Луки.
А несчастливый конец пьесы ни – чуть не чернит странника – он говорит лишь о несостоятельности «учеников» вырваться со «дна», избавиться от пороков.
«Ложь» Луки – это попытка уберечь героев – жителей ночлежки – от дальнейшего «разложения» и она выше губящей правды!