Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»
Проблема гуманизма в пьесе
А. М. Горького «На дне»
Заметным явлением русской литературы начала XX
века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся
ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите-
ля произвело сочетание предельно реалистического изо-
бражения людей, достигших последней степени убожест-
ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и
его правды. Перед глазами публики впервые предстал не-
виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то
есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как
в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были
низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута
протестом против социальных порядков капиталистичес-
кого общества и страстным призывом к справедливой и
спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот
ее духовная сущность», — так определил идею пьесы
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь-
ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей
«дна» — грозный обвинительный акт против несправед-
ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под-
вале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жесто-
ких порядков, при которых человек перестает быть чело-
веком, превратившись в бесправное существо, обреченное
влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро-
шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца-
рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если
он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе-
мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве-
рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не-
годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в
тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене
и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо-
ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в
костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер-
шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,
чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав
никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший-
ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо
иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле-
ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не
помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов,
драматург затронул актуальную проблему современности:
каков выход из создавшегося положения, в чем спасение
людей «дна»? По признанию самого Горького, основной
вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нуж-
но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби-
тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу-
манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и
утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он
искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос-
корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их
страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос-
ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем-
ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать
новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы-
вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото-
рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив-
шемуся человеку надежду на возвращение к прежней
жизни.
Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не-
сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис-
том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща-
ясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда больно
нужна… подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит
в нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть
эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет-
ствовать всякую идею, если она способна утешить челове-
ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает
о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет-
ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не
верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,
нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все чер-
ненькие, все прыгают».
Таким образом, основная черта идеологии Луки — чер-
та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,
философия терпения — с философией угнетения, точка
зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вклады-
вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто
живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она
поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе
хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому
ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада-
нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет
разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным
безысходным положением. Этого разрыва не смог выне-
сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой
лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос-
тается один выход — самоубийство. Вместо счастливой
жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий-
ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель-
ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото-
рый лишает их последних сил для борьбы с обществен-
ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко-
торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель-
ной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда -
бог свободного человека». Он верит в человека, в его
способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.
«Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие
от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что
человек все может, раз, все зависит от его дел и идей. Он
не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.
Жалеть человека — значит унижать его неверием в спо-
собность достичь своего счастья, значит искать поддерж-
ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста-
ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами
ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг
звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его
призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда!
Все — в человеке, все для человека! Существует только
человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Чело — век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»
Если человек в сущности своей прекрасен и только
несправедливые социальные условия низводят его до жал-
кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для
того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото-
ром человек станет поистине свободным и совершенным.
И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не
боятся правды и не ищут спасения во лжи.
А. М. Горького «На дне»
Заметным явлением русской литературы начала XX
века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся
ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите-
ля произвело сочетание предельно реалистического изо-
бражения людей, достигших последней степени убожест-
ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и
его правды. Перед глазами публики впервые предстал не-
виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то
есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как
в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были
низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута
протестом против социальных порядков капиталистичес-
кого общества и страстным призывом к справедливой и
спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот
ее духовная сущность», — так определил идею пьесы
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь-
ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей
«дна» — грозный обвинительный акт против несправед-
ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под-
вале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жесто-
ких порядков, при которых человек перестает быть чело-
веком, превратившись в бесправное существо, обреченное
влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро-
шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца-
рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если
он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе-
мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве-
рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не-
годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в
тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене
и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо-
ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в
костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер-
шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,
чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав
никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший-
ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо
иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле-
ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не
помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов,
драматург затронул актуальную проблему современности:
каков выход из создавшегося положения, в чем спасение
людей «дна»? По признанию самого Горького, основной
вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нуж-
но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби-
тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу-
манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и
утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он
искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос-
корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их
страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос-
ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем-
ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать
новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы-
вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото-
рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив-
шемуся человеку надежду на возвращение к прежней
жизни.
Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не-
сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис-
том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща-
ясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда больно
нужна… подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит
в нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть
эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет-
ствовать всякую идею, если она способна утешить челове-
ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает
о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет-
ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не
верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,
нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все чер-
ненькие, все прыгают».
Таким образом, основная черта идеологии Луки — чер-
та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,
философия терпения — с философией угнетения, точка
зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вклады-
вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто
живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она
поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе
хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому
ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада-
нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет
разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным
безысходным положением. Этого разрыва не смог выне-
сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой
лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос-
тается один выход — самоубийство. Вместо счастливой
жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий-
ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель-
ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото-
рый лишает их последних сил для борьбы с обществен-
ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко-
торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель-
ной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда -
бог свободного человека». Он верит в человека, в его
способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.
«Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие
от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что
человек все может, раз, все зависит от его дел и идей. Он
не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.
Жалеть человека — значит унижать его неверием в спо-
собность достичь своего счастья, значит искать поддерж-
ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста-
ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами
ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг
звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его
призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда!
Все — в человеке, все для человека! Существует только
человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Чело — век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»
Если человек в сущности своей прекрасен и только
несправедливые социальные условия низводят его до жал-
кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для
того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото-
ром человек станет поистине свободным и совершенным.
И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не
боятся правды и не ищут спасения во лжи.