Русские сочинения - Горький М. - На дне - Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»

Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»

Проблема гуманизма в пьесе
А. М. Горького «На дне»
Заметным явлением русской литературы начала XX
века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся
ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите-
ля произвело сочетание предельно реалистического изо-
бражения людей, достигших последней степени убожест-
ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и
его правды. Перед глазами публики впервые предстал не-
виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то
есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как
в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были
низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута
протестом против социальных порядков капиталистичес-
кого общества и страстным призывом к справедливой и
спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот
ее духовная сущность», — так определил идею пьесы
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь-
ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей
«дна» — грозный обвинительный акт против несправед-
ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под-
вале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жесто-
ких порядков, при которых человек перестает быть чело-
веком, превратившись в бесправное существо, обреченное
влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро-
шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца-
рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если
он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе-
мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве-
рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не-
годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в
тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене
и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо-
ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в
костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер-
шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,
чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав
никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший-
ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо
иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле-
ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не
помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов,
драматург затронул актуальную проблему современности:
каков выход из создавшегося положения, в чем спасение
людей «дна»? По признанию самого Горького, основной
вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нуж-
но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби-
тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу-
манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и
утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он
искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос-
корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их
страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос-
ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем-
ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать
новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы-
вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото-
рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив-
шемуся человеку надежду на возвращение к прежней
жизни.
Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не-
сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис-
том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща-
ясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда больно
нужна… подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит
в нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть
эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет-
ствовать всякую идею, если она способна утешить челове-
ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает
о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет-
ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не
верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,
нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все чер-
ненькие, все прыгают».
Таким образом, основная черта идеологии Луки — чер-
та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,
философия терпения — с философией угнетения, точка
зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вклады-
вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто
живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она
поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе
хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому
ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада-
нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет
разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным
безысходным положением. Этого разрыва не смог выне-
сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой
лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос-
тается один выход — самоубийство. Вместо счастливой
жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий-
ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель-
ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото-
рый лишает их последних сил для борьбы с обществен-
ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко-
торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель-
ной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда -
бог свободного человека». Он верит в человека, в его
способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.
«Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие
от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что
человек все может, раз, все зависит от его дел и идей. Он
не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.
Жалеть человека — значит унижать его неверием в спо-
собность достичь своего счастья, значит искать поддерж-
ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста-
ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами
ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг
звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его
призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда!
Все — в человеке, все для человека! Существует только
человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Чело — век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»
Если человек в сущности своей прекрасен и только
несправедливые социальные условия низводят его до жал-
кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для
того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото-
ром человек станет поистине свободным и совершенным.
И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не
боятся правды и не ищут спасения во лжи.