Русские сочинения - Горький М. - На дне - Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне"

Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне"

В ряду первых рассказов
М.Горький показал ужасающие картины
русской действительности, пороки
капиталистического строя, бесчеловечные
условия буржуазной России, «свинцовые
мерзости жизни». А пьеса «На дне» явилась
наиболее сильным произведением о «бывших
людях», ибо такой суровой, беспощадной
правды о жизни социальных низов, об их
беспросветной и безысходной участи
мировая литература не знала.
В сыром подвале, «похожем на
пещеру», в страшной грязи и вони ютятся
люди, выброшенные из жизни в силу
условий, царящих в обществе.

Горький не дает биографий героев
пьесы, но по их отдельным репликам мы
понимаем весь трагизм их существования.
Чахоточная Анна говорит о том, что «всю
жизнь над каждым кусочком хлеба
тряслась… мучилась… Всю жизнь в
отрепьях ходила». У этих несчастных
«обитателей дна» отнято все: честь,
человеческое достоинство, возможность
любви и материнства, семьи, всякая
надежда, все стерто, втоптано в грязь.
Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:
«Работы нет… Силы нет.Вот — правда!
Пристанища, пристанища нету! Издыхать
надо… Вот она правда!»
И даже здесь, в этом странном мире
отверженных, где заживо погребены ценные
по своим задаткам люди, достойные
сострадания, продолжают действовать
волчьи капиталистического мира. Почти
все жители костылевской ночлежки
доведены до отчаяния, тянутся к каким-то
призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться
отсюда Клещ, полагая, что честный труд
поможет стать ему человеком: «Кожу
сдеру, а вылезу», хочет начать новую,
здоровую жизнь Васька Пепел, искренно
верит в чистую любовь Настя. Все
пытаются выпрямиться, стать полноценными
людьми.
Общую мысль о свободном человеке
высказывает Сатин. Он разоблачает
утешительную ложь старца Луки, который,
видя муки обездоленных, бескорыстно
старается помочь им, облегчить
страдания, умиротворить. Спившемуся
Актеру он внушает надежду на излечение в
бесплатной лечебнице, умирающей Анне он
советует не бояться смерти: она ведь
несет покой; вору Пеплу советует уехать
в богатую счастливую Сибирь. И это-то в
то время! Обманщик Лука по своему
гуманен, но его гуманизм пассиивно-
сострадательный. Он основан на том, что
Лука не верит в возможности человека:
для него все люди ничтожны, слабы,
мелки, нуждаются лишь в сострадании и
утешении. «Мне — все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха ни
плоха»,- говорит он. Втайне он уверен в
том, что реальное положение человека
изменить нельзя, поэтому ко всем и
подходит с утешительной ложью.
Против вредоносной лжи и философии
рабской покорности и долготерпения
выступает Сатин: «Кто слаб душой… и
кто живет чужими соками, тем ложь
нужна… Одних она поддерживает, другие
прикрываются ей… Ложь — религия рабов
и хозяев. Правда — бог свободного
человека».
В монологе Сатина в полный голос
звучит требование свободы и гуманного
отношения к человеку: «Надоуважать
человека! Не жалеть,.

уважать
человека! Не жалеть,… не унижать его
жалостью,… уважать надо!" Он убежден в
том, что следует не примирять человека с
действительностью, а заставить саму
действительность служить человеку,
поэтому он поднимает знамя борьбы за
Человека с большой буквы!
«Человек свободен. Человек — вот
правда. Все в человеке, все для
человека. Существует только человек, все
же остальное — дело его рук, его мозга.
Человек! Это звучит гордо!»
Пьеса имела огромный успех, потому
что «принималась как пьеса-буревестник,
которая предвещала грядущую бурю и к
буре звала».