Сочинение по пьесе Максима Горького "На дне".
Сочинение по пьесе Максима Горького «Надне».
Что есть правда и что есть ложь? Этимвопросом человечество задается на
протяжении многих сотен лет. Правда и ложь,добро и зло всегда стоят рядом,
одно без другого просто не существует.Столкновение этих понятий является
основой многих всемирно известныхлитературных произведений. Среди них и
социально — философская пьеса М. Горького«На дне». Главное в ее
сюжете — столкновение жизненных позиций ивзглядов разных людей. В «На
дне» автор задается характерным длярусской литературы вопросом о двух
видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает кжалости и состраданию, примиряет с
трудностями жизни. Гуманизм же Сатинапризывает не бояться смотреть правде в
глаза, не примиряться с несправедливостью,а бороться за свои правачеловека.
Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждогоиз них правда и что ложь?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся ктексту произведения.
«Подвал, похожий на пещеру». Затхлый идушный воздух. Каменные
закопченные своды, нары, грязь, и люди,живущие в атмосфере беспробудного
пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот,что мы видим с первых страниц
пьесы. Большего «дна» и представитьсебе трудно. Спустя некоторое
время в ночлежке появляется Лука, которыйнесет с собой «ласковое»
слово для каждого ееобитателя. Именно доброго к себе отношениятак не
хватало им. Этим несчастным людям,отверженным обществом, был нужен человек,
который пожалел и утешил бы их. Ночлежники,привыкшие жить в своем подвале
по пещерным законам, давно отвыкли отнормальных человеческих отношений. Им
было просто не обойтись без Луки, которыйговорил: «Христос всех жалел и
нам так велел.»
Жалость и сострадание, бесспорно,необходимы в суровом мире
действительности. Сочувствие помогаетчеловеку понять, что он не один, что
его понимают и поддерживают окружающие.Возможно, он вновь приобретет
уверенность в себе и в своих силах. А тогдаему будет легче справиться со
своими проблемами. Но я считаю, что всехорошо в меру. Как каждого лекарства,
жалости должно быть определенноеколичество. Главное — не перейти тонкую
грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можновылечить человеческую душу, можно
лишь смягчить боль утешительной ложью. Он ссамого начала наметил себе
ложный курс. Новый обитатель ночлежки нестарался заставить людей изменить
что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их.Лука сразу стал относиться к
ночлежникам как к непоправимо потеряннымлюдям. Разве так поступает человек,
который искренне хочет помочь! Да, смертельнобольной Анне нужна была лишь
такая помощь. Необходимо было скрасить ейпоследние минуты жизни, успокоить.
«Ты — с радостью помирай, без тревоги..» — говорил он умирающей.
Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этойзадачей старик не справился, и
несчастная умерла в беспокойстве. Что ужговорить о «здоровых»
людях! Свою «утешительную» философиюон примерил и к ним. Своими
сладким пилюлями Лука поселил героев в мирзаблуждений и иллюзий. Пожилой
странник, призывавший к терпению ипримирению, еще большевоспитывал в
ночлежниках слабость и неспособностьбороться. Бедные люди и до его прихода
бездействовали в силу привычки, несопротивлялись обстоятельствам. Лука же,
по-моему, своим ложным гуманизмом ещебольше навредил, «связав»
окончательно им руки и ноги. «Ты — надейся!Ты — верь!» — внушал он
им. Человек не может постоянно житьиллюзиями, и рано или поздно придется
услышать горькую правду, которая «всегдаподнимается над ложью, как
масло над водою». Так не лучше ли какможно скорее открыть глаза на
жизненные противоречия и проблемы иперейти к решительным действиям! Ведь
«кто живет лишь надеждой, рискует умеретьголодной смертью».
Очевидно, и сам автор придерживаетсяподобного мнения. Он выстраивает
сюжетную линию пьесы так, чтобы читателисмогли разобраться в его позиции по
этому вопросу и убедиться в том, чтогуманизм Луки — ложный гуманизм.
Философия странствующего проповедникапроверяется на героях пьесы и в итоге
терпит поражение. Художественноеразвенчание ее сопровождается развалом
ночлежки: повесился Актер, Пепел попал вСибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизируеттеории Сатина. Ведь «ничто так
не радует глаз, как правдивость; ничто такне безобразно и непримиримо с
разумом, как ложь». Правда, пусть дажесамая горькая, всегда должна
побеждать. Я считаю, что не бывает гуманнойлжи, и рано или поздно она
принесет вред тому, кто верит в этозаблуждение. А ложь — чистейшее
проявление неуважения к человеку. Уважатьже человека надо всегда; кем бы он
ни был, он прежде всего человек. В этом я,безусловно, соглашусь с
Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшеготелеграфиста тоже оказалось
недостаточно. Он тоже ничего не смогизменить ни в своей жизни, ни в жизни
других обитателей «дна И, возможно,проблема здесь не в правильности
теорий, а в самих людях, которые с Лукой илибез него, с Сатиным или без,
так и не поднялись бы со „дна“. Большаячасть того, чего мы
добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма нерешается раз и навсегда. Время не
стоит на месте, меняются обстоятельстважизни, меняются люди. Каждое
последующие поколение решает для себя этупроблему в соответствии с
нравственными идеалами времени. Поэтомупьеса Горького актуальна во все
времена, и сейчас можно говорить осовременности спора о гуманизме.
Что есть правда и что есть ложь? Этимвопросом человечество задается на
протяжении многих сотен лет. Правда и ложь,добро и зло всегда стоят рядом,
одно без другого просто не существует.Столкновение этих понятий является
основой многих всемирно известныхлитературных произведений. Среди них и
социально — философская пьеса М. Горького«На дне». Главное в ее
сюжете — столкновение жизненных позиций ивзглядов разных людей. В «На
дне» автор задается характерным длярусской литературы вопросом о двух
видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает кжалости и состраданию, примиряет с
трудностями жизни. Гуманизм же Сатинапризывает не бояться смотреть правде в
глаза, не примиряться с несправедливостью,а бороться за свои правачеловека.
Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждогоиз них правда и что ложь?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся ктексту произведения.
«Подвал, похожий на пещеру». Затхлый идушный воздух. Каменные
закопченные своды, нары, грязь, и люди,живущие в атмосфере беспробудного
пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот,что мы видим с первых страниц
пьесы. Большего «дна» и представитьсебе трудно. Спустя некоторое
время в ночлежке появляется Лука, которыйнесет с собой «ласковое»
слово для каждого ееобитателя. Именно доброго к себе отношениятак не
хватало им. Этим несчастным людям,отверженным обществом, был нужен человек,
который пожалел и утешил бы их. Ночлежники,привыкшие жить в своем подвале
по пещерным законам, давно отвыкли отнормальных человеческих отношений. Им
было просто не обойтись без Луки, которыйговорил: «Христос всех жалел и
нам так велел.»
Жалость и сострадание, бесспорно,необходимы в суровом мире
действительности. Сочувствие помогаетчеловеку понять, что он не один, что
его понимают и поддерживают окружающие.Возможно, он вновь приобретет
уверенность в себе и в своих силах. А тогдаему будет легче справиться со
своими проблемами. Но я считаю, что всехорошо в меру. Как каждого лекарства,
жалости должно быть определенноеколичество. Главное — не перейти тонкую
грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можновылечить человеческую душу, можно
лишь смягчить боль утешительной ложью. Он ссамого начала наметил себе
ложный курс. Новый обитатель ночлежки нестарался заставить людей изменить
что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их.Лука сразу стал относиться к
ночлежникам как к непоправимо потеряннымлюдям. Разве так поступает человек,
который искренне хочет помочь! Да, смертельнобольной Анне нужна была лишь
такая помощь. Необходимо было скрасить ейпоследние минуты жизни, успокоить.
«Ты — с радостью помирай, без тревоги..» — говорил он умирающей.
Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этойзадачей старик не справился, и
несчастная умерла в беспокойстве. Что ужговорить о «здоровых»
людях! Свою «утешительную» философиюон примерил и к ним. Своими
сладким пилюлями Лука поселил героев в мирзаблуждений и иллюзий. Пожилой
странник, призывавший к терпению ипримирению, еще большевоспитывал в
ночлежниках слабость и неспособностьбороться. Бедные люди и до его прихода
бездействовали в силу привычки, несопротивлялись обстоятельствам. Лука же,
по-моему, своим ложным гуманизмом ещебольше навредил, «связав»
окончательно им руки и ноги. «Ты — надейся!Ты — верь!» — внушал он
им. Человек не может постоянно житьиллюзиями, и рано или поздно придется
услышать горькую правду, которая «всегдаподнимается над ложью, как
масло над водою». Так не лучше ли какможно скорее открыть глаза на
жизненные противоречия и проблемы иперейти к решительным действиям! Ведь
«кто живет лишь надеждой, рискует умеретьголодной смертью».
Очевидно, и сам автор придерживаетсяподобного мнения. Он выстраивает
сюжетную линию пьесы так, чтобы читателисмогли разобраться в его позиции по
этому вопросу и убедиться в том, чтогуманизм Луки — ложный гуманизм.
Философия странствующего проповедникапроверяется на героях пьесы и в итоге
терпит поражение. Художественноеразвенчание ее сопровождается развалом
ночлежки: повесился Актер, Пепел попал вСибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизируеттеории Сатина. Ведь «ничто так
не радует глаз, как правдивость; ничто такне безобразно и непримиримо с
разумом, как ложь». Правда, пусть дажесамая горькая, всегда должна
побеждать. Я считаю, что не бывает гуманнойлжи, и рано или поздно она
принесет вред тому, кто верит в этозаблуждение. А ложь — чистейшее
проявление неуважения к человеку. Уважатьже человека надо всегда; кем бы он
ни был, он прежде всего человек. В этом я,безусловно, соглашусь с
Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшеготелеграфиста тоже оказалось
недостаточно. Он тоже ничего не смогизменить ни в своей жизни, ни в жизни
других обитателей «дна И, возможно,проблема здесь не в правильности
теорий, а в самих людях, которые с Лукой илибез него, с Сатиным или без,
так и не поднялись бы со „дна“. Большаячасть того, чего мы
добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма нерешается раз и навсегда. Время не
стоит на месте, меняются обстоятельстважизни, меняются люди. Каждое
последующие поколение решает для себя этупроблему в соответствии с
нравственными идеалами времени. Поэтомупьеса Горького актуальна во все
времена, и сейчас можно говорить осовременности спора о гуманизме.