Русские сочинения
-
Горький М.
-
На дне
-
"Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького ("На дне")
"Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького ("На дне")
«Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького (»На дне")
Смысл пьесы Горького «На дне» не разгадан до сих пор. В ее основе лежит итог 20-ти летних наблюдений писателя над жизнью, особенно над жизнью босяков.
В пьесе есть обвинение социальному строю. Автор рисует жизнь обездоленных низов, которые поставлены на грань выживания. Герои драмы — представители всевозможных социальных групп России — символизируют, что вся Россия оказалась «на дне». Они на бытовом уровне рассуждают об этой жизни, решая в обыденных спорах нравственные вопросы о чести, совести, вере, правде.
Безусловно, Горький осуждает социальные условия, которые являются причиной того, что судьба всех героев такова. Автор подводит читателя к мысли, что любой человек может стать жертвой обстоятельств. У всех, кто попал в очлежку, нетбудущего, а настоящее их ужасно.
Но сама ночлежка — это не только элемент социальной действительности, но и символ внутреннего «подполья» героев. Все обитатели ее заражены одним недугом — философием самооправдания. С первой же минуты мы видим ночлежку, в которой грязь телесная сочетается с грязью нравственной: обитатели равнодушны друг к другу, слышат только себя, никто не хочет трудиться. Барон, обращаясь к Насте, называет ее дурой. На слова больной Анны, которая просит ее кричать и не ругаться, Клещ бросает бездушную реплику: «Заныла». Актер возмущается, когда его просят подмести пол вне очереди: «Мне вредно дышать пылью.Мой организм отравлен алкоголем».
Однако, каждый из них наделен и человеч.чертами, достойными сострадания. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий вернуться к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни, Настя, рвущаяся к настоящей любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи. Однако, Горький, вместе с тем, вскрывает бессилие босяков, их непригодность для изменения условий жизни. Обитатели ночлежки живут надеждами, но никто ничего для этого не делает.
И вот появляется новый герой — Лука. Странник выполнят в пьесе роль утешителя: Пепла Лука соблазняет картинами вольной жизни в Сибири, Анну успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Однако, его философия примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их призрачных увлечений и дум.
Любое утешение имеет оборотную сторону: жалость к себе. Как только люди начинают жалеть себя, они начинают самооправдываться. Это и есть логика ночлежников. После ухода Луки они озлобляются: Актер кончает жизнь самоубийством, Василиса из ревности ошпаривает кипятком свою сестру Наташу, Пепла сажают в тюрьму. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина, который из безразличного к людям человека превращается в авторского резонера. Он явл-ся единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии старца Сатин берет веру в человека, «человек — вот правда. Он это понимал», но веру без жалости и милосердия. Сатин утверждает, что верить надо собственные силы, а жалость нужна только снабам.
Т.о., Горький подводит нас к выводу, что не только соц.условия виноваты в проблемах героев. Таким образом, обитатели ночлежки не смогли посмотреть на себя со стороны, не попытались сами найти выход, не смогли разорвать свои «цепи», не пришли к выводу, что силы надо черпать в самом себе.
Смысл пьесы Горького «На дне» не разгадан до сих пор. В ее основе лежит итог 20-ти летних наблюдений писателя над жизнью, особенно над жизнью босяков.
В пьесе есть обвинение социальному строю. Автор рисует жизнь обездоленных низов, которые поставлены на грань выживания. Герои драмы — представители всевозможных социальных групп России — символизируют, что вся Россия оказалась «на дне». Они на бытовом уровне рассуждают об этой жизни, решая в обыденных спорах нравственные вопросы о чести, совести, вере, правде.
Безусловно, Горький осуждает социальные условия, которые являются причиной того, что судьба всех героев такова. Автор подводит читателя к мысли, что любой человек может стать жертвой обстоятельств. У всех, кто попал в очлежку, нетбудущего, а настоящее их ужасно.
Но сама ночлежка — это не только элемент социальной действительности, но и символ внутреннего «подполья» героев. Все обитатели ее заражены одним недугом — философием самооправдания. С первой же минуты мы видим ночлежку, в которой грязь телесная сочетается с грязью нравственной: обитатели равнодушны друг к другу, слышат только себя, никто не хочет трудиться. Барон, обращаясь к Насте, называет ее дурой. На слова больной Анны, которая просит ее кричать и не ругаться, Клещ бросает бездушную реплику: «Заныла». Актер возмущается, когда его просят подмести пол вне очереди: «Мне вредно дышать пылью.Мой организм отравлен алкоголем».
Однако, каждый из них наделен и человеч.чертами, достойными сострадания. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий вернуться к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни, Настя, рвущаяся к настоящей любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи. Однако, Горький, вместе с тем, вскрывает бессилие босяков, их непригодность для изменения условий жизни. Обитатели ночлежки живут надеждами, но никто ничего для этого не делает.
И вот появляется новый герой — Лука. Странник выполнят в пьесе роль утешителя: Пепла Лука соблазняет картинами вольной жизни в Сибири, Анну успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Однако, его философия примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их призрачных увлечений и дум.
Любое утешение имеет оборотную сторону: жалость к себе. Как только люди начинают жалеть себя, они начинают самооправдываться. Это и есть логика ночлежников. После ухода Луки они озлобляются: Актер кончает жизнь самоубийством, Василиса из ревности ошпаривает кипятком свою сестру Наташу, Пепла сажают в тюрьму. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина, который из безразличного к людям человека превращается в авторского резонера. Он явл-ся единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии старца Сатин берет веру в человека, «человек — вот правда. Он это понимал», но веру без жалости и милосердия. Сатин утверждает, что верить надо собственные силы, а жалость нужна только снабам.
Т.о., Горький подводит нас к выводу, что не только соц.условия виноваты в проблемах героев. Таким образом, обитатели ночлежки не смогли посмотреть на себя со стороны, не попытались сами найти выход, не смогли разорвать свои «цепи», не пришли к выводу, что силы надо черпать в самом себе.