Русские сочинения
-
Горький М.
-
Разное
-
Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.)
Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.)
Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.)
“Макар Чудра” – первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892
году и было впервые подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру – М. Горький. Изданию
первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, в которые его толкало неуёмное стремление “узнать Россию”,
разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий его народа. В котомке будущего писателя не всегда
был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных явлениях и людях, встретившихся ему на пути.
Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.
В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстаёт перед нами как
писатель-романтик.
Главный герой – старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни – личная свобода, которую он никогда
ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин – раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю, да и
умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды,
которую он рассказывает.
Молодая, красивая цыганская пара – Лойко Забар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе
так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в
любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью
героев. Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же
миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца.
Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую
легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.
Для Макара Чудры Лойко и Радда – идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь,
доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен
сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Другой особенностью композиции этого рассказа является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы
легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не видим.
Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Забар и Радда “кружились во тьме ночи
плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и
гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность
счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить чувства своих героев и свои собственные чувства, автор широко пользуется приемом пейзажных
зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным
состоянием героев: сначала оно спокойно, “только влажный холодный ветер разносит по степи задумчивую мелодию”, но вот
начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный
гимн гордой паре красавцев цыган. Рассказ “Макар Чудра” полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение
героев: “… улыбка – это целое солнце”, “Лойко стоит в огне костра, как в крови”, “… сказала, точно снегом в нас кинула”,
“Он был похож на старый дуб, обожженный молнией…”, “… зашатался как сломанное дерево” и т.д.
Другой характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о
судьбе молодых цыган. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, её красоту можно бы на скрипке
сыграть, да и то тому, кто скрипку как свою душу знает”.
Еще одна особенность этого рассказа – необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится
только один голос – голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и
ответных репликах его собеседника: “Учиться и учить, говоришь ты?” Такая своеобразная форма фраз служит автору для того,
чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.
В своем личном отношении к героям рассказа я, пожалуй, солидарна с Горьким. Чувства независимости и гордости у
них доведены до такой высоты, что больше похожи на самовлюбленность и эгоизм. Они считают унижением для себя – быть
частью другого человека, пусть даже горячо любимого. Но ведь без взаимной покорности и уступок не может быть настоящей
любви.
“Макар Чудра” – первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892
году и было впервые подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру – М. Горький. Изданию
первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, в которые его толкало неуёмное стремление “узнать Россию”,
разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий его народа. В котомке будущего писателя не всегда
был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных явлениях и людях, встретившихся ему на пути.
Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.
В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстаёт перед нами как
писатель-романтик.
Главный герой – старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни – личная свобода, которую он никогда
ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин – раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю, да и
умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды,
которую он рассказывает.
Молодая, красивая цыганская пара – Лойко Забар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе
так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в
любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью
героев. Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же
миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца.
Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую
легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.
Для Макара Чудры Лойко и Радда – идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь,
доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен
сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Другой особенностью композиции этого рассказа является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы
легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не видим.
Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Забар и Радда “кружились во тьме ночи
плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и
гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность
счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить чувства своих героев и свои собственные чувства, автор широко пользуется приемом пейзажных
зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным
состоянием героев: сначала оно спокойно, “только влажный холодный ветер разносит по степи задумчивую мелодию”, но вот
начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный
гимн гордой паре красавцев цыган. Рассказ “Макар Чудра” полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение
героев: “… улыбка – это целое солнце”, “Лойко стоит в огне костра, как в крови”, “… сказала, точно снегом в нас кинула”,
“Он был похож на старый дуб, обожженный молнией…”, “… зашатался как сломанное дерево” и т.д.
Другой характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о
судьбе молодых цыган. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, её красоту можно бы на скрипке
сыграть, да и то тому, кто скрипку как свою душу знает”.
Еще одна особенность этого рассказа – необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится
только один голос – голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и
ответных репликах его собеседника: “Учиться и учить, говоришь ты?” Такая своеобразная форма фраз служит автору для того,
чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.
В своем личном отношении к героям рассказа я, пожалуй, солидарна с Горьким. Чувства независимости и гордости у
них доведены до такой высоты, что больше похожи на самовлюбленность и эгоизм. Они считают унижением для себя – быть
частью другого человека, пусть даже горячо любимого. Но ведь без взаимной покорности и уступок не может быть настоящей
любви.