Русские сочинения - Грибоедов А.С. - Горе от ума - Александр Андреевич Чацкий

Александр Андреевич Чацкий

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников, борьба нового мировоззрения со старым.Эту борьбу идей «века нынешнего»и«века минувшего»Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам.

Главный герой ко медии- А.А.Чацкий.В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.По своим убеждениям он близок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и, будучи сы ном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Ф… Чацкий с нежностью вспоминает о детс тве, проведенном вместе с Софьей, в которую влюблен.Со слов Софьи мы узнаем, что он покинул их дом, где ему было скучно, редко у них бывал, затем опять «прикинулся влюблен ным, взыскательным и огорченным», а потом поехал«ума искать».Сам Чацкий говорил, что «хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли».Чацкий был на военной службе, вероятно, с русской армией за границей.Молчалин напоминает ему, что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с ними.О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти-так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.

После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее.Ему хочется верить во взаимность, поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину.Он понял, что заблуждается, только тогда, когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь поглотила Чацкого, он страдает и называет свое чувство сумасшествием.В ответ на это Софья замечает:«Вот нехотя с ума свела!».Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядам человека.Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы.В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется, против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской морали косности, к идеалам «века минувшего»,«невежеству».

Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли.Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвеще нию.Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.

Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «Нес торе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели», о тех,«чья чаще гнулась шея».

Он презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он клеймит «век минувший»:«Прямой был век покорности и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся впи саться в полк шутов".Критически относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне,«вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным».Стремление Чацкого «служить», а не «прислуживаться», слу жить «делу» а не «лицам», его «связь с министрами» и дальней ший полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным, просветитель ским путем.

Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко го, используя клевету.Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом, и ограничива лись устными выступлениями.Однако борьба словом не приводит к победе.Старый мир еще настолько силен, что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова, его роль «страдательная»: в одно и тоже время он и «передовой воин»,«застрельщик», и при этом он «всегда жертва». «Чацкий сломлен колличеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей»,- так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.