ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова«Горе от ума» стала событием в русскойлитературе начала XIX века, явиласьредчайшим образцом обличительного,сатирического ее направления. И.А. Гончаровписал, что в комедии «главная роль,конечно, — роль Чацкого, без которой не былобы комедии, а была бы, пожалуй, картинанравов». В образе Чацкого Грибоедоввпервые в русской литературе во весь ростпоказал «нового» человека,воодушевленного возвышенными идеями,поднимающего бунт против реакционногообщества в защиту свободы, гуманности, ума икультуры человека, пытливо ищущего новые,более совершенные формы жизни,воспитывающего в себе новую мораль,вырабатывающего новый взгляд на мир и начеловеческие отношения. Это — образ смелогои непримиримого борца за дело, за идеи, заправду, остро столкнувшегося с обществомреакционеров и крепостников, оболганного иоскорбленного этим обществом, но несмирившегося перед ним.
Именно Чацкий воплотил черты такого «нового»человека. В фамусовском обществе Чацкийчувствует себя одиноким. После трехлетнегопутешествия за границей, не заезжая к себедомой, прямо из экипажа, он появляется вдоме Фамусова и встречает весьмапрохладный прием — и со стороны хозяина и
со стороны его дочери. Его первые взглядывызывают резкий отпор Фамусова и его гостей,а пылкая любовью Софье наталкивается нахолодное равнодушное отношение с еестороны.
По Чацкому «век минувший»характеризуется всеобщем страхомпокорностью и раболепством — ведь «тот иславился, чья чаще гнулась шея!».«Век нынешний», по мнению Чацкого,осуждает покорность и раболепство. В это онпока еще наивно верит. Позднее, по ходупьесы он поймет, что «Молчалиныгосподствуют на свете», что «прошедшегожитья подлейшие черты» еще имеют прочныекорни в обществе, основанном насамодержавии и крепостничестве. Под «векомнынешним» Чацкий понимает; революционно-освободительноетечение русской общественной мысли конца 10-хначала 20-х годов XIX века. Эти страстные речиЧацкого вызывают неподдельный страхФамусова: «Он вольность хочетпроповедать!».
Примечателен монолог Чацкого «А судьикто?». Чацкий страстно обличаетпризнанные в обществе авторитеты. Ончувствует себя человеком «нынешнего века».В своем монологе Чацкий выступает от именинового поколения: Где, укажите Нам,отечества отцы… Вот уважать кого должны мына безлюдьи! Вот наши строгие ценители исудьи!
Кто это — мы? Кого здесь имел в виду Чацкий?«Судьям», которые непримиримы к «свободнойжизни», он противопоставляет молодоепоколение, идущее другими путями.
Во взглядах на общественные порядки, навоспитание и образование, гражданский долги службу, национальную культуру, впоминании смысла.и цели жизни Чацкийпротивостоит обществу невежд икрепостников. Сплетни, клевета- вотосновное орудие борьбы этого общества стакими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное,пламенное слово — оружие Чацкого. Этосильное, по истине разящее оружие. Но старыймир еще силен. И ряды его сторонниковмногочисленны.
Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова ииз Москвы «искать по свету, гдеоскорбленному есть чувству уголок»..
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзявоспринять как его поражение. Чацкиенаносят страшный удар своими обличениямифамусовым и молчалиным. Спокойное ибеспечное существование фамусовскогообщества кончилось. Егоосудили, против него восстали, если Чацкиепока слабы в своей борьбе то и фамусовыбессильны остановить развитие просвещенияи передовых идей.
Этому благородному образу в комедииГрибоедова противостоит образ Молчалина.Если Чацкий — сын знатного московскогодворянина и воспитывался он в его доме, тоМолчалин — человек более низкогопроисхождения. Он из милости «пригрет»Фамуеовым, хотя, безусловно, ему «нужен».Молчалин обладает многими деловымикачествами, достаточно образован.
Чацкий напрасно недооценивал Молчалина.Его безмолвие отнюдь не глупость. Неслучайно Белинский писал, что «Молчалиндьявольски умен, когда дело касается еголичной выводы».
Столкновение между Чацкими Молчалиным — этоконфликт между носителями противоположныхкачеств дворянской молодежи того времени.Молчалин, не в пример Чацкому, человекуумному и благородному, умен и подл. Основныекачества его натуры — низость, подлость,которые он умело скрывает. Он бессловесентолько потому, что он «в небольших чинах».Это расчетливый игрок, который ради своегоблагополучия продаст что и кого угодно. Докакого цинизма и низости нужно дойти, чтобыиспользовать влюбленность в себя дочерибогатого человека! Софья нужна Молчалину,так как она может «словечко замолвить».
Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишьвыгоду. Чацкий
страдает от своего прогрессивного,свободолюбивого ума. Не случайнофамусовское общество объявляет Чацкогобезумным. Молчалин не терпит фиаско вглазах Фамусова совершенно случайно. Он «мастеруслужить», найдет себе новогопокровителя. Если Чацкий, по выражениюГерцена, «идет прямым путем на каторжныеработы», то Молчалин любым способомустроит свои дела, свою карьеру. И всетакиистория доказала, что победа останется затакими настоящими патриотами, как Чацкий.
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова«Горе от ума» стала событием в русскойлитературе начала XIX века, явиласьредчайшим образцом обличительного,сатирического ее направления. И.А. Гончаровписал, что в комедии «главная роль,конечно, — роль Чацкого, без которой не былобы комедии, а была бы, пожалуй, картинанравов». В образе Чацкого Грибоедоввпервые в русской литературе во весь ростпоказал «нового» человека,воодушевленного возвышенными идеями,поднимающего бунт против реакционногообщества в защиту свободы, гуманности, ума икультуры человека, пытливо ищущего новые,более совершенные формы жизни,воспитывающего в себе новую мораль,вырабатывающего новый взгляд на мир и начеловеческие отношения. Это — образ смелогои непримиримого борца за дело, за идеи, заправду, остро столкнувшегося с обществомреакционеров и крепостников, оболганного иоскорбленного этим обществом, но несмирившегося перед ним.
Именно Чацкий воплотил черты такого «нового»человека. В фамусовском обществе Чацкийчувствует себя одиноким. После трехлетнегопутешествия за границей, не заезжая к себедомой, прямо из экипажа, он появляется вдоме Фамусова и встречает весьмапрохладный прием — и со стороны хозяина и
со стороны его дочери. Его первые взглядывызывают резкий отпор Фамусова и его гостей,а пылкая любовью Софье наталкивается нахолодное равнодушное отношение с еестороны.
По Чацкому «век минувший»характеризуется всеобщем страхомпокорностью и раболепством — ведь «тот иславился, чья чаще гнулась шея!».«Век нынешний», по мнению Чацкого,осуждает покорность и раболепство. В это онпока еще наивно верит. Позднее, по ходупьесы он поймет, что «Молчалиныгосподствуют на свете», что «прошедшегожитья подлейшие черты» еще имеют прочныекорни в обществе, основанном насамодержавии и крепостничестве. Под «векомнынешним» Чацкий понимает; революционно-освободительноетечение русской общественной мысли конца 10-хначала 20-х годов XIX века. Эти страстные речиЧацкого вызывают неподдельный страхФамусова: «Он вольность хочетпроповедать!».
Примечателен монолог Чацкого «А судьикто?». Чацкий страстно обличаетпризнанные в обществе авторитеты. Ончувствует себя человеком «нынешнего века».В своем монологе Чацкий выступает от именинового поколения: Где, укажите Нам,отечества отцы… Вот уважать кого должны мына безлюдьи! Вот наши строгие ценители исудьи!
Кто это — мы? Кого здесь имел в виду Чацкий?«Судьям», которые непримиримы к «свободнойжизни», он противопоставляет молодоепоколение, идущее другими путями.
Во взглядах на общественные порядки, навоспитание и образование, гражданский долги службу, национальную культуру, впоминании смысла.и цели жизни Чацкийпротивостоит обществу невежд икрепостников. Сплетни, клевета- вотосновное орудие борьбы этого общества стакими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное,пламенное слово — оружие Чацкого. Этосильное, по истине разящее оружие. Но старыймир еще силен. И ряды его сторонниковмногочисленны.
Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова ииз Москвы «искать по свету, гдеоскорбленному есть чувству уголок»..
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзявоспринять как его поражение. Чацкиенаносят страшный удар своими обличениямифамусовым и молчалиным. Спокойное ибеспечное существование фамусовскогообщества кончилось. Егоосудили, против него восстали, если Чацкиепока слабы в своей борьбе то и фамусовыбессильны остановить развитие просвещенияи передовых идей.
Этому благородному образу в комедииГрибоедова противостоит образ Молчалина.Если Чацкий — сын знатного московскогодворянина и воспитывался он в его доме, тоМолчалин — человек более низкогопроисхождения. Он из милости «пригрет»Фамуеовым, хотя, безусловно, ему «нужен».Молчалин обладает многими деловымикачествами, достаточно образован.
Чацкий напрасно недооценивал Молчалина.Его безмолвие отнюдь не глупость. Неслучайно Белинский писал, что «Молчалиндьявольски умен, когда дело касается еголичной выводы».
Столкновение между Чацкими Молчалиным — этоконфликт между носителями противоположныхкачеств дворянской молодежи того времени.Молчалин, не в пример Чацкому, человекуумному и благородному, умен и подл. Основныекачества его натуры — низость, подлость,которые он умело скрывает. Он бессловесентолько потому, что он «в небольших чинах».Это расчетливый игрок, который ради своегоблагополучия продаст что и кого угодно. Докакого цинизма и низости нужно дойти, чтобыиспользовать влюбленность в себя дочерибогатого человека! Софья нужна Молчалину,так как она может «словечко замолвить».
Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишьвыгоду. Чацкий
страдает от своего прогрессивного,свободолюбивого ума. Не случайнофамусовское общество объявляет Чацкогобезумным. Молчалин не терпит фиаско вглазах Фамусова совершенно случайно. Он «мастеруслужить», найдет себе новогопокровителя. Если Чацкий, по выражениюГерцена, «идет прямым путем на каторжныеработы», то Молчалин любым способомустроит свои дела, свою карьеру. И всетакиистория доказала, что победа останется затакими настоящими патриотами, как Чацкий.