Чацкий и Молчалин.

Чацкий и Молчалин.

«Горе от ума» Грибоедова — социально-политическая реалисти-ческая комедия, «одно из самых злободневных произведений русской литературы». Комедия «Гоу» была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены, когда среди прогрессивно настроенного дворян-ства назревало недовольство существующими порядками. Автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», не желающего сдавать свои позиции. АСГ противопоставил главного героя остальным действу-ющим лицам, представителям консервативной части общества. На это указывал сам автор, разъясняя основной смысл своей комедии: «В моей пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Роль Александра Андреевича Чацкого — главная роль в комедии. Среди «двадцати пяти глупцов» большое значение имеет Алексей Степанович Молчалин. Чацкий и Молчалин — это не только сценические персонажи, которые способствуют развитию действия, но и социальные типы.

Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаются друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах.

Чацкий талантлив, «его речь кипит умом, остроумием», он всегда говорит то, что думает, «у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен». «Таланты» же Молчалина состоят в «умеренности и аккуратности». За маской бессловесного, скромного, тихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринцип-ный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Александр Андреич имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век» веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам, «высоким и прекрасным». Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспитывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин «унаследовал» от отца один очень «ценный» совет: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Для Молчалина невозможно представить удачную жизнь без продвижения по службе. Карьера для него — это самый короткий и легкий путь к почестям и знатности. Служба у него ассоциируется не с чувством долга перед отечеством, а с наградами и чинами. Так, Алексей Степанович Молчалин получил уже «три награжденья» и дворянский титул. Чацкий не требует «ни мест, ни продвиженья в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу»: Служить бы рад, прислуживаться тошно.Чацкий, обладая декабристким мировоззрением, выступает в комедии как бескомпромиссный борец с помещичье-самодержавным строем. Смысл жизни Молчалина состоит в том, чтобы «и награжденья брать и весело пожить».

Отношение к любви у героев также противоположно. Чацкий любит Софью чисто, искренне. Ведь только ради нее он приехал в патриархальную Москву. Молчалин не способен на глубокое и искреннее чувство: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Софью он любит «по должности», Лизу — «от скуки». Любовь для него — еще одно средство для достижения своих низменных целей.

Александр Андреич — вольнолю-бивый герой. Он не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе, покровительство ему не нужно. О «тузах» Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если «пустейшего человека» в «фамусовском обществе» «ставят в образец», то это для Чацкого совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так и останется для Александра Андреича «одним из самых бестолковых», а властная и могучая Татьяна Юрьевна — «вздорной». Более того, Чацкий будет с жаром обличать сословные предрассудки консервативного дворянства. В этом состоит главное различие между Чацким и Молчалиным. Молчалин твердо следует «завещанию» отца: Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет!

Но это стремление всем угождать имеет для него и отрицательную сторону. Молчалин, может, и рад бы был высказывать свое мнение, но не может. Он говорит: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Зависеть от других для него необходимость. В нравственном отношении Чацкий, бесспорно, намного богаче Молчалина. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника, для него Молчалин — полное нич-тожество, «жалчайшее созданье». Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий недооценил Молчалина, а Молчалин совершенно не понял мировоззрения Чацкого.

Чацкий — новый человек. На его пути стоит «фамусовское общес-тво», но более сильным и живучим оказываются Молчалины. «Молча-лины блаженствуют на свете!» Эти слова Чацкого оказались пророческими: Молчалины вечны. Но такие героические личности, как Чацкий, всегда будут появляться при резкой смене одного века другим. И это свидетельствует о подлинной «бессмертности» комедии. Чацкий терпит поражение, но в моральном плане остается победителем.