Русские сочинения - Грибоедов А.С. - Горе от ума - ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА

ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА

ЧАЦКИЙ ПРОТИВФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВАКомедия «Горе от ума» дает общуюкартину всей русской жизни 10-20-х годов XIXвека, воспроизводит извечную борьбустарого и нового, которая с большой силойразвернулась в это время по всей России, ане только в Москве, между двумя лагерями:передовыми, декабристски настроеннымилюдьми и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу в комедии, твердохранившему традиции «века минувшего»,противопоставлен Александр АндреевичЧацкий. Это передовой человек «веканынешнего», точнее, того времени, когдапосле Отечественной войны 1812 года,обострившей самосознание всех слоевобщества России того времени, сталивозникать и развиваться тайныереволюционные кружки, политическиеобщества. Чацкий в литературе 20-х годов XIXвека — это типичный образ «нового»человека, положительного героя, декабристапо взглядам, общественному поведению,нравственным убеждениям, по всему складуума и души. Столкновение Чацкого — человекас волевым характером, цельного в своихчувствах, борца за идею — с фамусовскимобществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все болееожесточенный характер, оно осложняетсяличной драмой Чацкого — крушением егонадежд на личное счастье. Его взглядыпротив существующих устоев обществастановятся все более резкими.
Если Фамусов — защитник старого века,времени расцвета крепостничества, тоЧацкий с негодованием революционера-декабристаговорит о крепостниках и крепостном праве.В монологе «А судьи кто?» он гневновыступает против тех людей, которыеявляются столпами дворянского общества. Онрезко высказывается против милых сердцуФамусова порядков золотогоекатерининского века, «века покорности истраха — века лести и спеси».
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменныйвельможа и «охотник поподличать», анезависимая, свободная личность, чуждаярабской приниженности.
Если Фамусов, Молчалин, Скалозубрассматривают службу как
источник личных выгод, службу лицам, а неделу, то Чацкий разрывает связи сминистрами, уходит со службы именно потому,что он желал бы служить делу, а нелакействовать перед начальством. «Служитьбы рад, прислуживаться тошно», — говоритон. Он защищает право служить просвещению,науке, литературе, но трудно в этих условияхсамодержавно-крепостнического строя:
Теперь пускай из нас один, Из молодых людей,найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ниповышенья в чин, В науки он вперит ум,алчущий познаний; Или в душе его сам богвозбудит жар К искусствам творческим,высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой!пожар! И прослывет у нихмечтателем опасным...
Под этими молодыми людьми разумеются такиелюди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба,племянник княгини Тугоуховской — «химик иботаник».
Если фамусовское общество с пренебрежениемотносится ко всему народному,национальному, рабски подражает внешнейкультуре Запада, особенно Франции, дажепренебрегая своим родным языком, то Чацкийстоит за развитие национальной культуры,осваивающей лучшие, передовые достиженияевропейской цивилизации. Он сам «искалума» во время пребывания наЗападе, но он против «пустого, рабского,слепого подражанья» иностранцам. Чацкийстоит за единение интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество расцениваетчеловека по его происхождению и количествукрепостных душ, имеющихся у него, то Чацкийценит человека за его ум, образованость, егодуховные и моральные качества.
Для Фамусова и его круга свято инепогрешимо мнение света, страшнее всего — «что станет говорить княгиня МарьяАлексеевна!»
Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений,признает за каждым человеком право иметьсвои убеждения и открыто их высказывать. Онспрашивает Молчалина: «Зачем же мнениячужие только святы?»
Чацкий резко выступает против произвола,деспотизма, против лести, лицемерия, противпустоты тех жизненных интересов, которымиживут консервативные круги дворянства.
Духовные качества его выявляются в подбореслов, в построении
фразы, интонациях, манере говорить. Речьэтого литературного героя — это речьоратора, прекрасно владеющего словом,высокообразованного человека. По мереобострения его борьбы с фамусовскимобществом, речь Чацкого все большеокрашивается негодованием, едкой иронией.