Русские сочинения - Грибоедов А.С. - Горе от ума - «Чацкого роль – страдательная.… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров).

«Чацкого роль – страдательная.… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров).

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из самых злободневных социально-политических произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни.
Основной конфликт комедии «Горе от ума» раскрывается в столкновении двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». Такое столкновение было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны, — лагеря феодальной реакции, защитников крепостного слоя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком. При этом моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы.
Главный герой комедии — дворянин, однако, ни одна черта характера, ни один взгляд на вещи не роднит его с взрослым поколением столичного дворянства. Подобно многим ровесникам своего времени Чацкий, получив соответствующее дворянину образование, уехал «ума искать». В образе этого героя воплощены те же черты, что были присущи молодым декабристам: глубокая любовь и сочувствие к русскому народу, возмущение существованием крепостного права, внутренняя культура и просвещенность, а также огромное желание служить во благо родине, а не ради чинов. Но, выступая резким обличителем «поколения отцов», обрушиваясь на «негодяев знатных», Чацкий обрекает себя на изгнание из привычного ему дворянского общества, более того, становится заклейменным ярлыком сумасшедшего за свое вольнодумство. Однако, как истинный герой своего времени, Чацкий готов страдать во имя своих убеждений. Но с другой стороны, по упоминаниям в пьесе второстепенных персонажей, близких по характеру главному герою, мы можем сделать вывод о том, что победят в итоге не «Фамусовы», а именно «Чацкие», молодые провозгласители патриотических взглядов.
Так как в планы Грибоедова входило изображение представителя Северного тайного общества, он изобразил Чацкого страстным агитатором. В комедии мы видим множество красноречивых монологов, в которых постоянно упоминается о свободе. Чацкий обладает острым умом, за что был тут же назван вольнодумцем. Фамусовское общество так и не восприняло его как носителя передовых идей своего времени, и в итоге он, как большинство прогрессивных людей своей эпохи, терпит крах от свого ума.
Однако, герой страдает не только из-за неприятия консервативных и невежественных взглядов барского общества. Чацкий так же терпит своеобразное фиаско в любви. На примере отношений Чацкого и Софьи Фамусовой, мы видим, как губительно воздействие среды на девушку с прекрасными задатками, насколько общество способно подчинить себе любую душу, заставив ее жить в соответствии со своими законами и порядками. В реалистическом характере Софьи сочетаются искренние движения души с лицемерием, принятом в светском обществе; живой ум и отсутствие здравых суждений, сильные эмоции и нравственная слепота. И все эти свойства являются типичными для молодых людей той эпохи столкновения двух веков, минувшего и нынешнего. Примечателен тот факт, что именно Софья, на мой взгляд, повинна в том, что Чацкий был объявлен сумасшедшим, ведь это она во всеуслышание заявила о том, что «нехотя с ума свела» главного героя. Именно она способствует изгнанию Чацкого из светского столичного общества. Таким образом, читатель понимает, что и Софья является частью общества, в котором безраздельно властвуют ее отец и ему подобные.

Итак, на мой взгляд, характер основного конфликта комедии «Горе от ума» очевиден: поколение «отцов», объединенное защитой самодержавно-крепостнического строя и консервативной ненавистью ко всему прогрессивному, единодушно изгоняет единственного разумного представителя «века нынешнего» – Чацкого, почувствовав в нем угрозу былому укладу их лицемерного образа жизни. И у героя не остается другого выхода, кроме бегства из этого общества с последующим гневным обличением поколения «отцов» в заключительном монологе комедии А.С. Грибоедова.
«Страдательная роль» Чацкого заключается в том, что победа, вопреки симпатиям автора, достается все же фамусовскому обществу, стремящемуся всеми силами сохранить устоявшийся порядок жизни. Однако, «победительная роль» главного героя в том и состоит, что несмотря на страдание от непонимания и отсталости иных умов, Чацкий не один, у него достаточно единомышленников, стремящихся повернуть историю России в нужное русло, что и попытались сделать вскоре после написания пьесы настоящие декабристы, в том числе, прототип главного героя.