Русские сочинения - Грибоедов А.С. - Горе от ума - «Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».).

«Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».).

«Есть — люди, а есть — иные — и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».).

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В
творчестве Горький искал освобождения от нелёгкого гнёта реальной жизни, от несправедливости, изначально навязанной воле
человека. Между тем всё самое замечательное и прекрасное создано волей человека, он — смысл бытия. “Он создал даже
Бога”,- утверждал писатель.
Стараясь постигнуть нелёгкую истину о предназначении человека, о том, какое место он занимает в окружающем мире, Горький
пишет свою пьесу “На дне”.
“На дне”является социально-философской драмой.Авторская позиция выражена в диалогах и монологах героев, в их действиях и
развитии сюжета, но главная особенность драмы как рода литературы -конфликт, острое столкновение между героями по очень
существенному и значительному для них поводу.
Тема пьесы — сознание и рассуждения о своём предназначении – людей, которые подошли к последнему пределу, оказались “на
дне” жизни. Упасть ниже невозможно — обитатели грязной и неуютной ночлежки прекрасно осознают эту простую истину. И всё
же идея высокого предназначения и неограниченных возможностей человека заставляет их снова и снова вступать в спор друг
с другом, с несправедливой жизнью и самим сабой.
Каждый из них имеет своё прошлое, свои мысли и чувства, а потому проблема потерянного места в жизни, утрата
человеческой сущности, определённости настоящего, надежды на будущее, встаёт необыкновенно остро.
Кому из них могло придти в голову, что загадочная судьба сыграет такую странную шутку: соберёт под крышей грязной и
неустроенной ночлежки: торговку пельменями и картузника Бубнова, слесаря Андрея со смертельно больной женой Анной и вора
Василия Пепла, молодого сапожника Алёшку и Настю, не имеющую средств к существованию, а потому вынужденную зарабатывать их
на улице, бывшего барона и спившегося актёра.
Обитатели ночлежки ведут бедную монотонную жизнь.Они настолько привыкли друг к другу, что говорят сразу всё, не ожидая
ответа, живут, почти не замечая окружающих.Анна, доживающая свои последние дни, не видит сочувствия и понимания даже от
собственного мужа.Барон живущий за Настин счёт, грубо вырывает у девушки книгу, которую она читает.Сентиментальные романы
и придуманные истории о возвышенных чувствах являются единственным утешением Насти, её собственная жизнь так далека от
судьбы героини. “На дне”.
Пепел, Бубнов и Клещ ведут разговор о совести. Вот как здесь говорят о нравственном и моральном достоинстве человека, о
его чести: «Значит, продаёт, Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил…. Да и то в долг….”
Впрочем,”привилегированные”лица — Максим Иванович Костылев, содержатель ночлежки, его молодая жена Василиса Карповна, её
дядя, пятидесятилетний полицейский Медведев, мало чем отличаются от своих жильцов.Жестокая и властная Василиса мечтает
избавиться от своего мужа, благосклонность она проявляет к Василию Пеплу, который не отвечает взаимностью.Василий
испытывает симпатию к сестре своей хозяйки, Наташе, девушке молодой и доброй.Их дядя, полицейский Медведев, ищет
расположения торговки пельменями.Казалось, ничего не может изменить раз и навсегда заведённый порядок, но обстановка
меняется с появлением Луки.
“Доброго здоровья, народ частной!”-приветствует он обитателей ночлежки.
В этот мир неопределённости и хаоса бедный странник Лука принёс свою правду о назначении человека, он утверждал, что
жалость и уважение по отношению к ближнему — это единственно верный жизненный принцип.Одним своим присутствием Лука
сумел утешить и подбодрить умирающую, всеми забытую Анну.Он внушил пьющему актёру мысль о спасительной лечебнице, где бы
он смог избавиться от пагубного пристрастья и вновь обрести себя в искусстве.Лука подаёт идею Василию Пеплу- бежать в
Сибирь с Наташей и начать на новом месте иную, лучшею жизнь.Но Лука, этот “лучик света”, очень скором исчез из тёмного и
непроглядного царства человеческих пороков.После его исчезновения ещё более обострились существующие конфликты.
Социальный конфликт, изображённый в драме, имеет несколько уровней.Первый между хозяевами и обитателями ночлежки, но он
оказывается лишенным динамики, не развивается активно на протяжении всей пьесы.Это происходит потому, что Костылевы в
общем плане ушли не так далеко от своих жильцов.Второй- личная драма в прошлом каждого героя, из-за которой он оказался
на дне жизни, в грязной ночлежке, перед читателем же разворачивается итог произошедших неурядиц.Существует и третий
конфликт-взаимоотношение между Василием пеплом, Василисой и Наташей.
Люди, фактически смирившись со своим положением, вдруг посмотрели на свою жизнь другими глазами, они начали по-другому
осмысливать собственное положение и предназначение.Наряду с истиной Луки в произведении представлены ещё две правды о
человеке -они звучат в словах Сатина и Бубнова.Мысль первого заключается в том, что всё подвластно человеку и всё должно
происходить по его воле.Он создал жизнь, создал всё, что его окружает, а потому -его положение на Земле особенное.Истина
Бубнова не представляет никакой духовной и моральной ценности: человек – ничем не выдающееся существо, он не может
ставить перед собой высоких целей, и тем более достигать их.
В сознании каждого из героев это противоречие встаёт настолько остро, что трагедия неизбежна, и она происходит -Василий
Пепел отправляется в Сибирь совсем не для того, чтобы устроить новую жизнь, но ему уготовлен путь каторжника. Костылев
убит, Наташа попадает в больницу. Актёр оканчивает жизнь самоубийством, и мысль о спасительной лечебнице не может его
остановить. Глубина нравственного и морального падения каждого героя настолько велика, что они ощущают себя даже не на
краю бездонной пропасти, а на её дне.
Как же предотвратить “падение”человека, можно ли не допустить бедственного положения, сделать так, чтобы то изначально
хорошее, заложенное в каждом человеке росло и крепло, помогая ещё не сформировавшейся личности стать достойной, найти своё
место в жизни и обществе? Безоговорочно отвергая жестокую истину Бубнова, заимствуя жалость Луки и уважение
Сатина, общество может воспитать настоящего, достойного человека, заслуживающего сочувствия и понимания уже потому, что он
родился.