Русские сочинения
-
Грибоедов А.С.
-
Горе от ума
-
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
ХАРАКТЕР
КОНФЛИКТА И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ
ОТ УМА»
Чацкий
— представитель передовой части дворянства.
Его столкновения со средой, со своим же
классом — конфликт с фамусовским обществом,
борьба за свое понимание жизни. Идеал жизни
Фамусова:
… не
то на серебре,
на
золоте едал; сто человек к услугам;
Весь
в орденах; езжал — то вечно цугом;
Век
при дворе, да при каком дворе!
Представления
о жизни, идеи Чацкого противоположны
идеалам Фамусова, они во многом отражают
взгляды Грибоедова и идеологию декабристов.
Это такие идеи, как протест Чацкого против
крепостничества. В монологе «А судьи кто?»
— идеи служения отечеству: «Кто служит
делу, а не лицемерам». Идея национальной
самобытности России слышна
в словах Чацкого: «Ни звука русского, ни русского лица».
На
протяжении всей комедии происходит
столкновение этих противоположных сторон.
Комедия построена в традициях классицизма,
соблюдается принцип единства места и
времени. Отступлением от этих традиций
является отсутствие единства действия, так
как нет единой любовной интриги в сюжете
комедии. Главное место занимает идейный
конфликт. Необычно построение характеров
персонажей, они строятся по принципам,
выходящим за рамки традиционного амплуа.
Отступлением является также отсутствие
счастливого финала — Чацкого постигает
разочарование в любимой, он вынужден уехать
из Москвы, но все же он одерживает победу
над фамусовским обществом.
По
ходу развития событий линии идейного
конфликта и любовной интриги идут
параллельно. Без любовной интриги действие
не было бы полным, не был бы понятен дух
московских гостиных. Да и появление Чацкого
в доме Фамусова не нашло бы объяснения, ведь
он приехал к Софье, и только к ней, а не к тем
знакомым, о которых он говорит с сожалением:
«Опять увидеть их мне суждено судьбой».
Завязкой
действия послужил обморок Софьи, при
падении Молчалина с лошади — Чацкий многое
понимает:
Так
можно только ощущать,
Когда
лишаешься единственного друга.
Кульминация
— объявление Софьей Чацкого сумасшедшим.
Софья наказывает его за остроты, за обидные
слова о Молчалине. Софья так отзывается о
Чацком: «Унизить рад, кольнуть, завистлив,
горд и зол!». И далее:
Чацкий,
любите вы всех в шуты рядить,. Угодно ль
на себе примерить?
Развязка
наступает в IV действии -
Чацкий узнает о том, что его считают
сумасшедшим и раскрывается отношение Софьи
к Молчалину и Молчалина к Лизе: «И вот
любовника я принимаю вид в угодность дочери
такого человека».
И,
может быть, если бы Чацкий не стал
свидетелем этой сцены, то отношения Софьи и
Молчалина остались бы прежними, Софья бы
смогла простить, или Фамусов поторопился бы
со свадьбой Софьи со Скалозубом. «Но
теперь нельзя: наутро, благодаря сцене с
Чацким, вся Москва узнает...» (Гончаров).
Чацкий
с жаром восклицает: «Слепец! я в ком искал
награду всех тудов! Он
порывает с Софьей, со всем фамусовским
обществом, уезжает из Москвы »… искать по
свету, «где оскорбленному есть чувству
уголок!».
Но
Чацкий не побежден, он «сломлен
количеством старой силы, нанеся ей в свою
очередь смертельный удар количеством силы
свежей». Очень важную роль в комедии
играют монологи: при помощи драматических
монологов раскрывается характер героя;
эпические монологи повествуют о действиях,
не показанных зрителю, но связанных с
происходящим на сцене; лирические монологи
отражают точку зрения
автора. Для монологов «Горя от ума»
характерны диалогические формы.