Русские сочинения - Грибоедов А.С. - Горе от ума - ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"

ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"


 ИДЕИ
ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА
«ГОРЕ ОТ
УМА»

Великий и
талантливый писатель, основоположник
русского реализма, Александр Сергеевич
Грибоедов, жил и творил в тяжелый период
русской истории.
Над своей
комедией «Горе от ума» Грибоедов
работал в конце 10 — начале 20 годов XIX
столетия.
Это были знаменательные годы в истории
России. Только что закончилась победой
Отечественная война 1812 года. Я думаю, эта
победа подтвердила волю русского народа к
свободе и независимости, его горячую любовь
к Родине. Люди ненавидели самодержавие и
крепостничество, которое мешало
экономическому и культурному развитию
страны.
После
Отечественной войны в России стали
появляться тайные политические общества,
членами которых являлись революционно
настроенные дворяне, готовые вести борьбу с
тиранией и деспотизмом. В Москве и
Петербурге зарождались будущие
декабристские общества, политический
настрой дворянской молодежи, к которой
относился и Грибоедов, несомненно повлиял
на его мировоззрение и направление его
творчества.
Но столь
передовые мысли овладели не всяким, и
большинство населения Москвы все еще
придерживались старых устоев крепостного
строя. Против этого большинства и выступали
молодые дворяне — революционеры. Вот такую
историческую обстановку в стране и отразил
Грибоедов в своей острой и меткой комедии
«Горе от ума».
В образе
Чацкого воплощены черты, роднящие его с
декабристами: глубокая любовь к русскому
народу, ненависть к крепостничеству,
желание служить делу, «а не лицам»,
высоко развитое чувство собственного
достоинства, истинная культура и
просвещенность, нежелание мириться с
несправедливыми общественными устоями.
Этим обусловлено его решительное и
неизбежное столкновение с Фамусовым,
Скалозубом, Молчалиным, олицесворяк5щими
крепостничество, корыстный мир барской
Москвы.
В конфликте.
Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов
показал борьбу двух противоположных
общественных сил: дворянских
революционеров и дворян-крепостников,
верных устоям старого общества, где
действуют «знатные негодяи», мошенники,
и подхалимы, доносчики и «зловещие
старухи». Они не хотят и не могут мириться
с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий,
который вольность хочет проповедать" и
«властей не признает», — «опасный
человек», «безумный по всему и
одержимый».
Нужно
заметить, что сама биография Чацкого -
биография передового гражданина
декабристской эпохи.
Чацкий имел
свое именье. В детстве он был взят на
воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре
сонная тишина фамусовского дома, где все
было построено на притворстве и обмане,
очень наскучили ему, и молодой Чацкий
отправился в путешествие «ума искать»,
искать светлые стороны жизни.
Вернувшись,
Чацкий видит, что московское общество
сильно изменилось по сравнению с тем
временем, когда он покинул его три года
назад. Теперь фамусовский мир уже не
потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев»,
не позволит открыто обличать свои пороки в
московских гостиных.
Наблюдая за
лживой жизнью этого мира, Чацкий не
принимает в ней ни малейшего участия. Ни в
одном действии и явлении мы не встретим его
танцующим или играющим в карты. Везде он
горячий деятель, энтузиаст, стремящийся
победить непримиримую вражду к свободной
жизни, старающийся доказать необходимость
наук и культурных знаний. «Он верный
обличитель лжи», «он требует места и
свободы своему веку», «клеймит позором
низкопоклонство и шутовство». Он
тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей,
зловещих старух, вздорных стариков»,
отказываясь преклоняться перед их моралью,
перед их порядками. Многие декабристы имели
такую жизнь, так же мыслили и так же были
отвергнуты реакционным обществом.
Фамусовский
мир противопоставляет Чацкому клевету,
ложь, а тот борется открыто и прямо; в его
пылких и ярких монологах явно звучит вызов
грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».
В них
широко раскрываются общественные интересы
Чацкого: государственная служба,
крепостное право, воспитание гражданина,
истинное просвещение. Такие речи, наверняка,
произносились на заседаниях тайных
политических обществ будущих декабристов.
И идеи Чацкого совпадают с их идеями и
взглядами.
Также в
обличительных речах героя нетрудно угадать
настроение и самого автора, его авторскую
позицию.
Грибоедов
непосредственно общался с декабристами при
жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи.
И поэтому, в своем политическом
злободневном для того времени произведении
он не смог ни отразить историческое
движение русского народа вперед, в будущее (что
он показал через борьбу Чацкого, нового
героя, с миром Фамусовых).
Неизбежность
столкновения Чацкого с обществом Фамусова,
Скалозуба и Молчалина, конечно же,
обусловленна его взглядами, идеями и
стремлениями.
Грибоедов,
горячо разделяя идеи дворян-декабристов,
наделил своего главного героя чертами,
роднящими его с декабристами: глубокая
любовь к русскому народу, ненависть к
крепостничеству, истинная культура и
просвещенность, глубокий патриотизм и
готовность к борьбе за правду — вот те
качества, определяющие яркий образ Чацкого,
главного героя бессмертной комедии
великого писателя.