Русские сочинения
-
Грибоедов А.С.
-
Горе от ума
-
«Молчалин – замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» (Н.В. Гоголь).
«Молчалин – замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» (Н.В. Гоголь).
Важное место в творчестве А.С.Грибоедова занимает первая русская реалистическая комедия «Горе от ума», рисующая картину быта и нравов первой четверти девятнадцатого века. И именно на примере сравнения представителей разных социалистических лагерей общества, Чацкого и Молчалина, автор пьесы показывает острые общественные противоречия, возникшие в стране после Отечественной войны 1812 года.
Одним из самых ярких представителей фамусовского общества становится в комедии секретарь-подхалим Фамусова – Молчалин. Именно этот молодой человек, втершийся в доверие московскому барину, становится точкой преткновения в любовной драме Чацкого. Два противоположных героя являются одновременно участниками любовного конфликта, возникшего из-за влюбленности Чацкого в Софью Фамусову. Софья отказывает Чацкому, делая предпочтение в сторону Молчалина. Таким образом, автор хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…», а теперь Молчалин готовится стать дворянином, изобразив ответную любовь к Софье и женившись на ней.
Подавленный и отверженный Чацкий не замечает никого и ничего вокруг себя после отказа Софьи. Главного героя раздражают ее рассуждения, Чацкий не верит, что такая умная девушка может так рассуждать о Молчалине, сбивая его с толку:
Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе поступков никаких.
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
Сам Чацкий видит насквозь всю подобострастность и практичность Молчалина:
Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
Ведь Молчалин и в самом деле — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой у него сводится к тому, «чтоб награжденья брать и весело пожить». В своей практике он следует заветам отца – «угождать всем людям без изъятья», но при этом считает, что высказывать свое мнение ему еще рано, ведь он не дослужился еще до высоких чинов. Да и Софью он любит только на словах, осознавая всю выгоду такой партии. Не зря Чацкий отзывается о нем так: «дойдет до степеней известных. Ведь нынче любят бессловесных».
Чацкий же, как видим, является полной противоположность Молчалину, несмотря на то, что оба они молоды. Он – обладатель страстной натуры, наполненной осознанием своего гражданского долга, человек незаурядного ума, просвещенных взглядов, которые с ораторским мастерством высказывает в своих знаменитых монологах. Для главного героя ум и правда, честь и гражданские идеалы являются наивысшими ценностями. Именно поэтому Чацкий так удивлен переменам, свершившимся в Софье за время их разлуки.
Дело в том, что, несмотря на природный ум и стремление к духовному совершенству дворянских девушек, вся система женского образования была направлена на цель привить им необходимые навыки для удачной светской карьеры и выгодного замужества. Так и Софья свою жизнь строит по принятому светскому образцу. Увлеченная чтением французских романов, она представляет себя их героиней. Однако, обладая властным характером и практическим умом, Софья почти наверняка станет в будущем такой же помыкающей всеми матроной московского общества, как, к примеру, Наталья Дмитриевна. При всем этом, несмотря на сильный характер, ее идеал мужчины – это робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца девятнадцатого-начала двадцатого века. Поэтому она и полюбила Молчалина, идеализируя его образ в своих мыслях. В этом также заключается «горе от ума» Софьи, ведь она сделала своим избранником человека в ее представлении замечательного: мягкого, тихого и безропотного, каким представляется Молчалин в ее разговорах. Софья в силу своей сентиментальности не увидела истинного характера Мочалина, его принципиального угодничества и излишней почтительности по отношению к ее отцу.
Во власти эмоций, вызванных первой любовью, Софья беспокоится о том, что отец не позволит ей выйти замуж за человека неравного с ней социального положения. Эта мрачная мысль вызывает в Софье, движимой сентиментальными эмоциями, решимость к борьбе за свою любовь. Теряя всякий здравый смысл, героиня делится своими сокровенными чувствами с людьми, по большому счету не имеющими к ее переживаниям никакого отношения: служанкой Лизой, а потом и с Чацким. При этом главной проблемой Софьи является ее неспособность отличить реальные чувства от видимых. В то время как она искренне переживает любовные муки, Молчалин всего лишь подыгрывает ей:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Итак, через любовный конфликт комедии «Горе от ума» мы видим, что обществу, где правят Фамусовы, нужнее Молчалины, а вовсе не Чацкие: поколение «отцов», объединенное защитой самодержавно-крепостнического строя и консервативной ненавистью ко всему прогрессивному, единодушно изгоняет единственного разумного представителя «века нынешнего» – Чацкого, почувствовав в нем угрозу былому укладу их лицемерного образа жизни. И у героя не остается другого выхода, кроме бегства из этого общества с последующим гневным обличением поколения «отцов» в заключительном монологе комедии А.С. Грибоедова.
Одним из самых ярких представителей фамусовского общества становится в комедии секретарь-подхалим Фамусова – Молчалин. Именно этот молодой человек, втершийся в доверие московскому барину, становится точкой преткновения в любовной драме Чацкого. Два противоположных героя являются одновременно участниками любовного конфликта, возникшего из-за влюбленности Чацкого в Софью Фамусову. Софья отказывает Чацкому, делая предпочтение в сторону Молчалина. Таким образом, автор хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…», а теперь Молчалин готовится стать дворянином, изобразив ответную любовь к Софье и женившись на ней.
Подавленный и отверженный Чацкий не замечает никого и ничего вокруг себя после отказа Софьи. Главного героя раздражают ее рассуждения, Чацкий не верит, что такая умная девушка может так рассуждать о Молчалине, сбивая его с толку:
Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе поступков никаких.
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
Сам Чацкий видит насквозь всю подобострастность и практичность Молчалина:
Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
Ведь Молчалин и в самом деле — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой у него сводится к тому, «чтоб награжденья брать и весело пожить». В своей практике он следует заветам отца – «угождать всем людям без изъятья», но при этом считает, что высказывать свое мнение ему еще рано, ведь он не дослужился еще до высоких чинов. Да и Софью он любит только на словах, осознавая всю выгоду такой партии. Не зря Чацкий отзывается о нем так: «дойдет до степеней известных. Ведь нынче любят бессловесных».
Чацкий же, как видим, является полной противоположность Молчалину, несмотря на то, что оба они молоды. Он – обладатель страстной натуры, наполненной осознанием своего гражданского долга, человек незаурядного ума, просвещенных взглядов, которые с ораторским мастерством высказывает в своих знаменитых монологах. Для главного героя ум и правда, честь и гражданские идеалы являются наивысшими ценностями. Именно поэтому Чацкий так удивлен переменам, свершившимся в Софье за время их разлуки.
Дело в том, что, несмотря на природный ум и стремление к духовному совершенству дворянских девушек, вся система женского образования была направлена на цель привить им необходимые навыки для удачной светской карьеры и выгодного замужества. Так и Софья свою жизнь строит по принятому светскому образцу. Увлеченная чтением французских романов, она представляет себя их героиней. Однако, обладая властным характером и практическим умом, Софья почти наверняка станет в будущем такой же помыкающей всеми матроной московского общества, как, к примеру, Наталья Дмитриевна. При всем этом, несмотря на сильный характер, ее идеал мужчины – это робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца девятнадцатого-начала двадцатого века. Поэтому она и полюбила Молчалина, идеализируя его образ в своих мыслях. В этом также заключается «горе от ума» Софьи, ведь она сделала своим избранником человека в ее представлении замечательного: мягкого, тихого и безропотного, каким представляется Молчалин в ее разговорах. Софья в силу своей сентиментальности не увидела истинного характера Мочалина, его принципиального угодничества и излишней почтительности по отношению к ее отцу.
Во власти эмоций, вызванных первой любовью, Софья беспокоится о том, что отец не позволит ей выйти замуж за человека неравного с ней социального положения. Эта мрачная мысль вызывает в Софье, движимой сентиментальными эмоциями, решимость к борьбе за свою любовь. Теряя всякий здравый смысл, героиня делится своими сокровенными чувствами с людьми, по большому счету не имеющими к ее переживаниям никакого отношения: служанкой Лизой, а потом и с Чацким. При этом главной проблемой Софьи является ее неспособность отличить реальные чувства от видимых. В то время как она искренне переживает любовные муки, Молчалин всего лишь подыгрывает ей:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Итак, через любовный конфликт комедии «Горе от ума» мы видим, что обществу, где правят Фамусовы, нужнее Молчалины, а вовсе не Чацкие: поколение «отцов», объединенное защитой самодержавно-крепостнического строя и консервативной ненавистью ко всему прогрессивному, единодушно изгоняет единственного разумного представителя «века нынешнего» – Чацкого, почувствовав в нем угрозу былому укладу их лицемерного образа жизни. И у героя не остается другого выхода, кроме бегства из этого общества с последующим гневным обличением поколения «отцов» в заключительном монологе комедии А.С. Грибоедова.