Образы “Горя от ума”

Образы “Горя от ума”
УСПЕХ “Горя от ума”, появившегося накануневосстания декабристов, был чрезвычайновелик. “Грому, шуму, восхищению,любопытству конца нет”, — такохарактеризовал сам Грибоедов атмосферудружеского внимания, любви и поддержки,которой окружили комедию и ее авторапередовые русские люди двадцатых годов.
По словам Пушкина, комедии “произвеланеописанное действие и вдруг поставилаГрибоедова наряду с первыми нашими поэтами”.В мировой литературе не много можно найтипроизведений, которые,подобно «Горю от ума”, в короткий срокснискали бы столь несомненную всенароднуюславу. При этом современники в полной мереощущали социально-политическуюактуальность комедии, воспринимая ее какзлободневное произведение зарождавшейся вРоссии новой литературы, которая ставиласвоей главной задачей разработку “собственныхбогатств” (то есть материала национальнойистории и современной русской жизни) — исобственными, оригинальными, не заемнымисредствами. Сюжетную основу “Горя от ума”составил драматический конфликт бурногостолкновения умного, благородного исвободолюбивого героя с окружающей егокосной средой реакционеров. Этотизображенный Грибоедовым конфликт былжизненно правдив, исторически достоверен. Сюных лет вращаясь в кругу передовых русскихлюдей, вступивших на путь 6орьбы с миромсамодержавия крепостничества, живяинтересами этих людей, разделяя их взглядыи убеждения, Грибоедов имел возможностьблизко и повседневно наблюдать самоеважное, характерное и волнующее явлениеобщественного быта своего времени — борьбудвух мировоззрений, двух идеологий, двухжизненные укладов, двух поколений.
После Отечественной войны, в годыформирования и подъема общественно-политическогои общекультурного движения дворянскихреволюционеров-декабристов, борьба нового — нарождающегося и развивающегося — со старым- отжившим и тормозящим движение вперед — острее всего выражалась в форме именнотакого открытого столкновения междумолодыми глашатаями „свободной жизни” ивоинствующими охранителями ветхозаветных,реакционных порядков, какое изображено в “Гореот ума”. Сам Грибоедов в широко известном,постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину(январь 1825 года с предельной ясностьюраскрыл содержание и идейный смыслдраматической коллизии, положенной воснову “Горя от ума”: “… в моей комедии 25глупцов на одного здравомыслящего человека;и этот человек разумеется в противуречии собществом его окружающим, его никто непонимает, никто простить не хочет, зачем оннемножко повыше прочих”.
И далее Грибоедов показывает, какпланомерно и неудержимо, все более и болееобостряясь, нарастает “противуречие”Чацкого с фамусовским обществом, как этообщество предает Чацкого анафеме, котораяносит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышаньесмутьяном, карбонарием, человеком,покушающимся на “законный”государственный и общественный строй; как,наконец, голос всеобщей ненавистираспространяет гнусную сплетню о безумииЧацкого: „Сначала он весел, и это порок:“Шутить и век шутить, как вас на этостанет!» — Слегка перебирает странностипрежних знакомых, что же делать, коли нет вних благороднейшей заметной черты! Егонасмешки не язвительны, покуда его невзбесить, но все-таки: «Унизить рад,кольнуть, завистлив! горд и зол!» Нетерпит подлости: «ах! боже мой, онкарбонарий». Кто-то со злости выдумал обнем, что он сумасшедший, никто не поверил ивсе повторяют, голос общего недоброходстваи до него доходит, притом и нелюбовь к немутой девушки, для которой единственно онявился в Москву, ему совершенно объясняется,он ей и всем наплевал вглаза и был таков". Грибоедов рассказал всвоей комедии о том: что произошло в одноммосковском доме в течение одного дня. Нокакая широта в этом рассказе! В ней веет духвремени, дух истории. Грибоедов как быраздвинул стены фамусовского дома ипоказал всю жизнь дворянского обществасвоей эпохи — с раздиравшими это обществопротиворечиями, кипением страстей, враждойпоколений, борьбой идей. В рамкидраматической картины столкновения героясо средой Грибоедов вместил громаднуюобщественно-историческую тему перелома,обозначившегося в жизни, — тему рубежа двухэпох — «века нынешнего» и «векаминувшего».
Отсюда — необыкновенное богатство идейногосодержания комедии. В той или иной форме и втой или иной мере Грибоедов коснулся в “Гореот ума” множествасерьезнейших вопросов общественного быта,морали и культуры, которые имели вдекабристскую эпоху самое актуальное,самое злободневное значение. Это быливопросы о положении русского народа,придавленного гнетом крепостничества, одальнейших судьбах России, русскойгосударственности и русской культуры, освободе и независимости человеческойличности, об общественном призваниичеловека, о его патриотическом игражданском долге, о новом понимании личнойи гражданской чести, о силе человеческогоразума и познания, о задачах, путях исредствах просвещения и воспитания. На всеэти вопросы откликнулся гений Грибоедова, иотклик этот был исполнен такой горячейгражданственно-патриотической страститакого неукротимого негодования на зло инеправду, что комедия немогла не произвести самого глубокого иразительного впечатления как в передовыхкругах русского общества, так и в лагеререакционеров.
Комедия с могучей сатирической силойразоблачала «нравы” крепостников.Грибоедов поставил перед собой задачусорвать с них маску внешнего благолепия иблагоприличия и представить их на судлюдской разоблаченными от всех и всяческихукрашающих покровов. Грибоедов с блескомвыполнил эту дачу. Он запечатлел в “Горе отума” целую галерею человеческих портретов,которые в совокупности составляют истинный,ничем не прикрашенный отвратительный обликкрепостнического общества с егопаразитизмом и своекорыстием, чванством илакействам, мракобесием и нравственнымрастлением.
Здесь, в этом обществе, действовали “знатныенегодяи” и мелкотравчатые подлецы,отъявленные мошенники и “зловещие старухи”,ханжи и доносчики, объединенные, каккруговой порукой, непримиримой враждой к “свободнойжизни”, к культуре, к просвещению, кмалейшему проявлению независимой мысли исвободного чувства. В этом мире без тенисмущения меняли крепостных рабов на борзыхсобак, явным грабительством добывалибогатства и почести, „разливались в пирахи в мотовстве”, а ученье считала “чумой”,зловредным и огнеопасным изобретением “окаянныхвольтерьянцев”. Люди этого жестокого миражили по заветам и преданьям “минувшеговека” — “века покорности и страха”. “Мораль”их была основана на пресмыкательстве передсильными и на угнетении и унижении слабых.