Русские сочинения - Грибоедов А.С. - Горе от ума - ПРОБЛЕМА "УМА" В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"

ПРОБЛЕМА "УМА" В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"


 ПРОБЛЕМА
«УМА» В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ
УМА»

Над своей
комедией «Горе от ума» Грибоедов
работал в конце 10-х, начале 20-х годов
девятнадцатого столетия. Это были
знаменательные годы в истории России.
Только что кончилась победой Отечественная
война 1812 года. Эта победа утвердила волю
русского народа к свободе и независимости,
его горячую любовь к Родине. Люди
ненавидели самодержавие и крепостничество,
которые мешали экономическому и
культурному развитию страны.
После
Отечественной войны в России появилось
множество тайных политических обществ,
членами которых являлись революционно
настроенные дворяне, готовые к борьбе с
деспотизмом и тиранией. В Москве и
Петербурге зарождались будущие
декабристские общества.
Молодые
революционеры боролись за права своей
новой эпохи, отстаивали новые убеждения и
выступали против того общества, которое все
еще было верно старым устоям и жило по
порядкам старого времени.
Вот такую
историческую ситуацию и отразил Грибоедов в
своей острой и меткой комедии «Горе от
ума».
В конфликте
Чацкого с лагерем Фамусовых он показал
борьбу двух противоположных общественных
сил: дворян-революционеров и дворян-крепостников.
В этом
конфликте и раскрыл Грибоедов тему «ума».
Наблюдая за развитием борьбы, мы узнаем в
образе Чацкого декабриста. Он представляет
собой молодой, пылкий ум, пришедший со своей
искренностью и честностью на смену «отъявленным
негодяям», мошенникам и подхалимам, «зловещим
старухам» и старикам, действовавшим в
фамусовском мире.
Для них и не
существует как такового понятия ума со
значением, которое вкладывает в него Чацкий,
лишь бы не накопилось всяких «хлопот», и
цели, и желания заключаются только в том,
чтоб «награждены! брать и весело пожить».
Проблема
«ума» грибоедовской комедии состоит в
том, что
является
ценностью для Чацкого, что доя Фамусова,
Молчалина и.Скалозуба.
В пылких
обличительных речах Чацкого явно звучит
вызов грязному миру «низкопоклонников»
и «дельцов». Он видит будущее России в
просвещении и понимает, что с презрением к
наукам, к русскому народу, которое царит в
фамусовском мире, страна не получит
никакого развития.
Общественный
конфликт комедии представлен
столкновением умов: ума Чацкого, жаждущего
перемен и улучшений и ума фамусовского и
молчалинского мира, верного устоям времени.
Крепостническое
общество отталкивает Чацкого в большей
мере из-за его ума. Передовые мысли не
признаются в этом мире. Для них Чацкий,
который «вольность хочет проповедать»
и «властей не признает» — «опасный
человек», «безумный по всему» и
одержимый,
Софья -
раньше любившая Чацкого за ум, теперь
говорит ему: "… Да эдакий ли ум семейство
осчастливит?".
Фамусов,
признавая ум Чацкого, однако, считает, что
тот достоин сожаленья:
И славно
пишет, переводит,
Нельзя не
пожалеть, что с эдаким умом...
Чацкий же
больше не в состоянии переносить все это, он
вынужден покинуть Москву: «Вон из Москвы!
сюда я больше не ездок».
Итак, мы
видим, что ум главного героя, его передовые
стремления ставят его вне круга Фамусовых,
молчалиных и скалозубов. Именно на этом
основано в комедии внутреннее развитие
общественного конфликта: лучшие черты,
лучшие качества Чацкого делают его в
представлении фамусовского мира сначала
«чудаком», «опасным человеком» и в
конце концов просто безумным. «Ну и что?
не видишь ты, что он с ума сошел?» -
уверенно восклицает под занавес Фамусов.