Русские сочинения - Грибоедов А.С. - Горе от ума - СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА

СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА


 СВОЕОБРАЗИЕ
КОНФЛИКТА
В “ГОРЕ ОТ
УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА
Своеобразие
конфликта в комедии “Горе от ума” состоит
в том, что в произведении происходит
взаимодействие социального и любовного
планов. Конфликт как бы обретает
двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон
терзаний” писал: “Две комедии как будто
вложены одна в другую: одна, так сказать,
частная, домашняя, между Чацким, Софьей,
Молчалиным и Лизой — это интрига любви,
вседневный мотив всех комедий. Когда первая
прерывается, в промежутке является
неожиданно другая, и действие завязывается
снова, частная комедия разыгрывается в
общую битву я связывается в один узел”.
В пьесе “Горе
от ума” А. С. Грибоедов переосмысляет
традиции, связанные с эпохами классицизма и
романтизма, что выражается как на уровне
создания образов, характеров,
языка,
особой проблематики, так и на уровне самого
конфликта.
Традиционной
для комедии классицизма является сюжетная
схема, где на руку благородной девицы
претендуют сразу два молодых человека,
образы которых противопоставлены, причем
один из них уверен в своем превосходстве,
говорлив и насмешлив, а второй скромен и
почтителен; его любит невеста, обладающая
такими же качествами, и он в конце пьесы
добивается ее руки. Сохранив эту схему,
Грибоедов изменил трактовку характеров,
оставив их характеристики. В его комедии
соответственно противопоставлены Чацкий и
Молчалин, который и пользуется успехом,
причем основными его качествами остаются “умеренность
и аккуратность”.
В эпоху
романтизма существовал традиционный
конфликт, непременно присутствовавший в
любой романтической поэме, драме. Он
заключался в противопоставлении высокого и
низкого; исключительного героя и света,
общества, мира в целом. Этот конфликт был
неразрешим. Чацкий своим поведением и
трагичностью похож на романтического героя,
борющегося с “жестокими нравами”. Но
конфликт у А. С. Грибоедова становится
исторически конкретным. Так, можно понять,
что эпоха, изображенная в “Горе от ума”, —
эпоха секретных союзов, с одной стороны, и
аракчеевщины — с другой.
Чацкий
имеет много общего с декабристами (любовь к
русскому народу, желание “служить делу, а
не лицам”, ненависть к крепостничеству,
истинная культура и просвещенность, “он
очень положителен в своих требованиях и
заявляет их в готовой программе,
выработанной не им, а уже самим веком”), но
за ним не стоит сила, все декабристское
общество. Он один против всех.

Необычный
этот конфликт “Горя от ума” заложен в
сюжете комедии. Первое действие
представляет собой экспозицию
конфликтного развития. Первые 5 явлений
этого действия рисуют довольно подробную картину жизни Фамусова и Софьи До приезда
Чацкого, тем самым подготавливая фон, на
котором затем с нарастающей силой
разовьется будущий конфликт. Мы узнаем о
любви Софьи к Молчалину, которая скрывается
от Фамусова, и о притворном отношении
Молчалина к Софье (рассказ Лизы о тетушке и
молодом французе). 7—9-е явления — завязка
любовной интриги, связанная с приездом
влюбленного в Софью Чацкого. Личный
конфликт служит одновременно проявлением и
общественного конфликта, который
угадывается в сатирических репликах
Чацкого о московских нравах (уже в 7-м
явлении Софья замечает: “Гоненье на Москву.
Что значит видеть свет!”). Завязка
общественного Конфликта и усложнение
личной линии относится ко 2-му явлению
второго действия, в котором Чацкий
сватается, получает отказ из-за своего
несовместимого с устоями фамусовского
общества образа жизни, происходит прямое
столкновение с Фамусовым по вопросу о
нравах (монолог Фамусова “Вот то-то, все вы
гордецы!..” и ответ Чацкого монологом “И
точно, начал свет глупеть...”). Так
осуществляется естественный переход с
конфликта личного на конфликт общественный.
Противостояние Чацкого и Фамусова
достигает накала в монологе Фамусова “Вкус,
батюшка, отменная манера...” и в ответе
Чацкого: “А
судьи кто?..” Этот монолог Чацкого
подтверждает невозможность примирения
между героем и обществом. В третьем
действии отчуждение Чацкого усиливается,
его отношения с Софьей не улучшаются.
Личный конфликт усложняется сплетней Софьи
о сумасшествии Чацкого, и только в 13— 14-м
явлениях четвертого действия наступает
развязка личной интриги. Общественная же
линия борьбы Чацкого с московским
обществом так и не завершается ничем в
пьесе. Финал “Горя от ума” остается
открытым. “Комедия дает Чацкому “мильон
терзаний”
и оставляет, по-видимому, в том же положении
Фамусова и его братию, в каком они пребывали
до этого, ничего не говоря о последствиях
борьбы”.
А. С.
Грибоедов создает произведение, в котором
заявляется “энергический протест против
гнусной расейской действительности”.
Конфликт комедии А. С. Грибоедова не просто
необычен, он своеобразен, поскольку
отражает внутренние противоречия,
существовавшие в русском обществе в первой
четверти XIX века.
Наряду с ним в комедии присутствует
любовная линия, играющая важную роль:
любовная драма Чацкого становится
выражением идейного одиночества героя.
Таким образом, своеобразие конфликта этого,
по словам А. А. Блока, “неразгаданного до
конца” в произведении А. С. Грибоедова
состоит в тесном взаимодействии
общественной и личной линий, каждая из
которых выглядит в пьесе нетрадиционно. А. С.
Грибоедов переосмысляет прежние образцы и
создает новаторскую комедию, интерес к
которой не пропадает с середины XIX
века,
когда Чацкий стал восприниматься как
единственный положительный герой в русской
драматургии.