Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море»
Повесть «Старик и море» (1952), за которую Хемингуэй получил Нобелевскую премию, вызвала различные толкования критикой. Одним она казалась утверждением героического начала в человеке. Другие подчеркивали в ней мотивы одиночества и страдания. Причина двойственности кроется в противоречивости и аллегоризме, присущих новому, очень яркому произведению Хемингуэю. Обобщая и абстрагируя свои мысли, писатель предоставляем право читателям самим судить, что он хотел сказать и какое содержание вкладывал в свои образы. Герой повести старик Сантьяго терпит одни неудачи. Символом невезения, преследующего старика, становится парус его лодки, «весь в заплатах из мешковины», напоминающий «знамя наго лову разбитого полка». Но Хемингуэй, подчеркивая старость Сантьяго, замечает, что у старика «веселые глаза человека, который не сдается», писатель говорит о той внимательной, нежной заботливости, которую проявляет мальчик по отношению к Сантьяго.
Неоднозначно и описание поединка Сантьяго с большой рыбой. Известный фатализм звучит в словах старика, вступившего в борьбу со своим противником. «Рыба,— позвал он тихонько,— я с тобой не расстанусь, пока не умру». До предела напрягая силы, старик продолжает поединок и в конце концов побеждает большую рыбу. «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения,— говорит он.— Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Старик не остается в бездействии, когда на его рыбу нападают акулы. Хотя он стар и изможден, хотя руки его изранены, он продолжает бороться. После того как ломается нож, привязанный к веслу, Сантьяго не удается спасти свою рыбу, но он остается непобежденным. «Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя… Никто, ответил он.— Просто я слишком далеко ушел в море». В «Старике и море» нет характерной для книг Хемингуэя трагической концовки. Измученный, обессиленный, но непобежденный, Сантьяго добирается до порта. Он спасен. Его дожидается мальчик. Мальчик говорит старику, что теперь они будут рыбачить вместе, что он должен многому у него научиться.
Финал повести оставляет открытой перспективу дальнейшей деятельности, он связан с верой в творческие силы человека. Это не уход от жизни. Крепкие нити продолжают связывать Сантьяго с людьми. И старик не чуждается людей.
После смерти Хемингуэя были опубликованы еще две его книги. Это автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой» (1964), в которой писатель вспоминает о своей молодости, о пребывании в Париже после первой мировой войны, о людях, с которыми он там встречался, и роман «Острова в океане» (1970), тоже в какой-то мере автобиографический. В нем действует художник Том Хадсон, живущий на одном из Антильских островов и принявший участие в борьбе с фашистскими подводными лодками. Первая книга доносит до читателя очарование молодости, энергии, уверенности в своих силах: начинающий талантливый писатель, молодой муж и отец, Хемингуэй 20-х годов не кажется теперь человеком «потерянного поколения». Беглые зарисовки часто перерастают в интересные и яркие (где-то на грани дружеских шаржей и сатиры) литературные портреты.
тересные и яркие (где-то на грани дружеских шаржей и сатиры) литературные портреты. Во втором романе хорошо передан глубоко трагический и героический характер «войны на море» с германским фашизмом, а в образе Тома Хадсона мы вновь видим знакомые нам черты непобежденного, не сломленного бедами и страданиями человека.
Неоднозначно и описание поединка Сантьяго с большой рыбой. Известный фатализм звучит в словах старика, вступившего в борьбу со своим противником. «Рыба,— позвал он тихонько,— я с тобой не расстанусь, пока не умру». До предела напрягая силы, старик продолжает поединок и в конце концов побеждает большую рыбу. «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения,— говорит он.— Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Старик не остается в бездействии, когда на его рыбу нападают акулы. Хотя он стар и изможден, хотя руки его изранены, он продолжает бороться. После того как ломается нож, привязанный к веслу, Сантьяго не удается спасти свою рыбу, но он остается непобежденным. «Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя… Никто, ответил он.— Просто я слишком далеко ушел в море». В «Старике и море» нет характерной для книг Хемингуэя трагической концовки. Измученный, обессиленный, но непобежденный, Сантьяго добирается до порта. Он спасен. Его дожидается мальчик. Мальчик говорит старику, что теперь они будут рыбачить вместе, что он должен многому у него научиться.
Финал повести оставляет открытой перспективу дальнейшей деятельности, он связан с верой в творческие силы человека. Это не уход от жизни. Крепкие нити продолжают связывать Сантьяго с людьми. И старик не чуждается людей.
После смерти Хемингуэя были опубликованы еще две его книги. Это автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой» (1964), в которой писатель вспоминает о своей молодости, о пребывании в Париже после первой мировой войны, о людях, с которыми он там встречался, и роман «Острова в океане» (1970), тоже в какой-то мере автобиографический. В нем действует художник Том Хадсон, живущий на одном из Антильских островов и принявший участие в борьбе с фашистскими подводными лодками. Первая книга доносит до читателя очарование молодости, энергии, уверенности в своих силах: начинающий талантливый писатель, молодой муж и отец, Хемингуэй 20-х годов не кажется теперь человеком «потерянного поколения». Беглые зарисовки часто перерастают в интересные и яркие (где-то на грани дружеских шаржей и сатиры) литературные портреты.
тересные и яркие (где-то на грани дружеских шаржей и сатиры) литературные портреты. Во втором романе хорошо передан глубоко трагический и героический характер «войны на море» с германским фашизмом, а в образе Тома Хадсона мы вновь видим знакомые нам черты непобежденного, не сломленного бедами и страданиями человека.