Русские сочинения - Куприн А.И. - Поединок - Смысл названия повести А.Н.Куприна «Поединок»

Смысл названия повести А.Н.Куприна «Поединок»

Когда закрываешь последнюю страницу повести Куп­рина «Поединок», возникает ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика Ромашова, погибшего в результате дуэли с поручиком Николаевым. Просто и буднично обрыва­ется жизнь юного, чистого и честного человека.
Внешняя канва повести вроде бы объясняет причи­ну этой copyright 2005 ALLSoch.ru трагедии. Это любовь Юрия Алексеевича к за­мужней женщине, Шурочке Николаевой, вызвавшая законную и понятную ревность мужа и его желание за­щитить свою поруганную честь. Но к этой любви при­мешивается подлость и корыстный расчет Шурочки, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь. Кроме того, создается впечатление, что ги­бель Ромашова предопределена теми событиями, кото­рые происходят в повести. Этому способствует общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, ко­торая характеризует офицерскую среду.
Значит, слово «поединок» является выражением конфликта между общечеловеческими, нравственны­ми нормами и беспределом, который творится в ар­мии.
Юный подпоручик Ромашов приезжает па место службы с надеждой найти здесь свое призвание, встре­тить честных, мужественных людей, которые примут его в свою дружную офицерскую семью. Автор вовсе не идеализирует своего героя. Он, что называется, сред­ний, даже заурядный человек со смешной привычкой думать о себе в третьем лице. Но в нем, несомненно, чувствуется здоровое, нормальное начало, которое про­тестует против уклада армейской жизни. В начале пове­сти этот протест выражается в робкой попытке Рома­шова высказать свое несогласие с общим мнением со­служивцев, одобряющих дикие поступки пьяного кор­нета, врубившегося в толпу евреев, или офицера, заст­релившего, «как собаку», штатского, который посмел сделать ему замечание. Но его сбивчивая речь о том, что культурные, порядочные люди все-таки не должны нападать с шашкой на безоружного, вызывает лишь снис­ходительную ответную реплику, в которой сквозит пло­хо скрытое презрение к этому «фендрику», «институт­ке». Юрий Алексеевич чувствует свою отчужденность среди сослуживцев, наивно и неловко пытаясь преодо­леть ее. Он втайне восхищается удалью и силой Бек-Ага-малова, пытаясь стать похожим на него. Однако врож­денные доброта и совестливость заставляют Ромашова вступиться за солдата-татарина перед грозным полков­ником. Но простое человеческое объяснение того, что солдат не знает русского языка, расценивается как гру­бое нарушение воинской дисциплины, которая оказы­вается несовместимой с принципами гуманности и че­ловечности.
Вообще в повести Куприна много «жестоких» сцен, рисующих унижение человеческого достоинства. Они характерны, прежде всего, для солдатской среды, сре­ди которой особенно выделяется обезумевший, замор­дованный солдат Хлебников, пытавшийся броситься под поезд, чтобы положить конец ежедневным истяза­ниям. Сочувствуя этому несчастному солдату, защищая его, Ромашов, тем не менее, не может спасти его.

его, Ромашов, тем не менее, не может спасти его. Встре­ча с Хлебниковым заставляет его еще острее почувство­вать себя изгоем в офицерской среде.
Образ Ромашова дается писателем в динамике, раз­витии. Автор показывает в повести духовный рост ге­роя, что проявляется, например, в его изменившемся отношении к обществу офицеров, которое командир полка называет «целой семьей». Ромашов уже не доро­жит этой семьей и готов хоть сейчас вырваться из нее и уйти в запас. Кроме того, теперь он не робко и сбивчи­во, как раньше, а ясно и твердо высказывает свои убеж­дения: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы. Это стыдно». Если раньше Ромашов нередко находил забвение в пьян­стве или в пошлой связи с Раечкой Петерсон, то к концу повести он обнаруживает твердость и силу характе­ра. Может быть, в душе Юрия.Алексеевича тоже совер­шается поединок, в котором борются честолюбивые мечты о славе и военной карьере с тем возмущением, которое охватывает его при виде бессмысленной жес­токости и полнейшей духовной опустошенности, про­питавших всю армию.
И в этом бескровном поединке одерживает победу здоровое нравственное начало, гуманное стремление защитить униженных, страдающих людей. Взросление юного героя сочетается с его духовным ростом. Ведь зрелость не всегда означает стремление к совершенству. Об этом свидетельствуют образы офицеров, людей, свыкшихся с гнетущей обстановкой, приспособивших­ся к ней. Да, и в них иногда прорывается тоска по иной, нормальной жизни, которая обычно выражается всплес­ком злобы, раздражения, пьяным разгулом. Возникает какой-то замкнутый круг, из которого нет выхода. По-моему, трагедия Ромашова в том, что, отрицая однооб­разие, идиотизм и бездуховность армейской жизни, он все же не имеет достаточной силы, чтобы противосто­ять ей. Из этого нравственного тупика возможен для него только один выход — смерть.
Повествуя о судьбе своего героя, его исканиях, заб­луждениях и прозрении, писатель показывает обще­ственное неблагополучие, которое охватило все сферы российской действительности начала XX века, но ярче и отчетливее проявлялось в армии.
Таким образом, название повести Куприна можно понимать как поединок добра и зла, насилия и гуманиз­ма, цинизма и чистоты. В этом, по-моему, и заключает­ся основной смысл названия повести Александра Ива­новича Куприна «Поединок».