Русские сочинения - Куприн А.И. - Разное - Тема любви в произведениях А.И Куприна.

Тема любви в произведениях А.И Куприна.

Тема любви в произведениях А.И Куприна.
Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или от-
ца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. Любовь способна
воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без
любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это все-
поглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Л.Н. Толстого, А.А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов .
Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные
стихи и произведения, как «Я вас любил …», «Анна Каренина», «Они лю-
били друг друга так долго и нежно …» .
20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого те-
ма любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхища-
юсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благород-
ным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвы-
шенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни .
Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах», в са-моотверженных, самокритичных героях.В результате под пером Александра
Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» ,
«Олеся», «Суламифь» и многие другие .
Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не
менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров .
С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревуш-
ку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забро-
сила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безгра-
мотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полнос-
тью избавились от привычек польского крепостничества .
Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить ,
где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его
рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений ,
он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины
деревенской жизни.
Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на
старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой
местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не кра-
сотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы .
Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича.Мо-
лодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью, с кото-
рой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит
к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Вы-
росшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним
с большой осторожностью.Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей
непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, ког-
да молодой гость приходит навестить её снова. Именно она, гадая по руке,
характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только
слабого”, признаётся, что доброта его “ не сердечная”. Сердце у него “хо-
лодное, ленивое”, и тем, кто “будут его любить”, принесёт он, хотя и не-
вольно, “много зла”.Таким образом, со слов юной гадалки, молодой чело-
век предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству .
Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врож-
дённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жиз-
ни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоот-
вержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и
великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страда-
ния и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей ,
окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает
блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми ,
духовно порабощёнными, злобными, безрассудно жестокими. В них нет ни
широты ума, ни щедрости сердца.А Олеся готова на всё ради своей люб-
ви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе
силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, как сим-
вол вечной любви и преданности.Для Куприна образ Олеси является иде-
алом возвышенной, исключительной личности.Эта девушка – открытая, са-
моотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она
поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она
же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели .
Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его
любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение.Молодой человек в
глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же пред-
лагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в
городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том, чтобы ради сво-
ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с
Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не соби-
рается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации.Я
считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он
обязательно бы разыскал её, попытался бы изменить свою жизнь, но он, к
сожалению, так и не понял, какая любовь прошла мимо него .
Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь”. Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц .
Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по
мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность
человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее .
В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара, который преображает человеческую ду-
шу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и “царственно
спокойной “ женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разру-
шена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж”. Вместе с посланием в дом
князей Шеиных вошла бесксрыстная, самоотверженная, не ждущая награды лю-
бовь: любовь-тайна, любовь – трагедия.Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего
взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: “Да
святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от
Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при послед
ней последней встрече с уже мёртвым обажателем: “В эту секунду она поняла,
что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”. И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Люби-
ла всего лишь одно мгновение, но навеки .
В своих рассказах А.И. Куприн показал нам искреннюю, преданную, бескорыст-
ную любовь.Любовь, о которой мечтает каждый человек.Любовь, во имя которой
можно пожертвовать чем угодно, даже жизнью. Любовь, которая переживёт тыся-
челетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми .