Русские сочинения
-
Лермонтов М.Ю.
-
Демон
-
Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон»)
Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон»)
Поэма «Демон» принадлежит к величайшим произведениям М. Ю. Лермонтова. Тема одинокого протестующего героя-бунтаря волновала поэта давно. Мятежный характер отвергающего действительность, а потому и отвергнутого миром непокорного Демона привлекала Лермонтова с юных лет. С четырнадцатилетнего возраста начал писать свое стихотворное произведение поэт и работал над ним на протяжении всей жизни. Оно явилось итогом философских раздумий Лермонтова.
Демон — страдающий герой. Ему тяжко от ощущения бессмысленности бытия, поэтому он мстит обществу, вершит суд над миром.
Лермонтовский Демон — скептик и нигилист, желающий заново ощутить ценность красоты и добра.
Хочу я с небом помириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Любовь к земной женщине, как ему кажется, помогает осуществить мечты:
Твоей любви я жду, как дара,
И вечность дам тебе на миг.
В любви, как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик.
Демон вспоминает о прежней гармонии с миром:
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил ему его
Веков бесплодных ряд унылый…
Безнадежное одиночество гнетет Демона, но ведь к этому привело его противопоставление себя миру, отрицание всех нравственных ценностей.
«Зло наскучило ему», однако героя поэмы не радует и Божий мир, который он презирал, отрицая.
Вот Демон пролетает над прекрасной Грузией. Природа этой роскошной земли ничего, кроме «зависти холодной», в душе его не вызывает.
Дух зла не хочет принять творенья бога, но в то же время желает ощутить земные радости. Это невозможно: Земля живет по своим законам и не нуждается в Демоне и его стремлении к гармонии. Отсюда еще большее желание отведать счастья, забыть про одиночество, вспомнить «лучшие дни». Надежда на чувство, которое разбудит сердце восточной женщины, все крепнет. «Лукавый Демон» способствует гибели жениха Тамары, которого «злая пуля осетина» догнала, хотя «скакун лихой» его «из боя вынес». Все подвластно «злому духу», но память уничтожить он не в силах. Горе свое девушка не может забыть, смерть жениха, властителя Синодала, отзывается печалью в ее сердце. Демону удается смутить душу Тамары, посеять в ней сомнение в необходимости хранить память, быть верной. Отныне противоречия терзают героиню, внутренний мир ее дает трещину. Земная любовь сменяется сверхчеловеческой страстью.
Чувство же Демона к Тамаре эгоистично. Он любит для себя: ему нужно вернуть утраченную с миром связь, а какими средствами это будет достигнуто, ему все равно. Ценою жизни Тамары «злой дух» старается воплотить свой замысел:
Увы! Злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Покинув жизнь земную, Тамара становится монахиней. Сочувствие Демону заставляет ее ответить ему любовью, принеся в жертву самое дорогое — жизнь. Душа Тамары еще полна сомнений. В этом она сродни Демону. Однако человек может заслужить прощение Бога за вольные или невольные ошибки. Демон же со своим вечным скепсисом обречен на муку страданья.
скепсисом обречен на муку страданья. Тамару спасает ангел, смывая зло с души женщины своими слезами.
Хитростью Демону удается победить земного человека, сумевшего полюбить мятежную душу того, кто стремился обратиться к добру. Героиня поэмы Лермонтова жертвует собой, защищая вечные ценности мироздания, сотворенного Богом. Однако поменяться с Тамарой местами, заставить ее переживать свои страдания Демон не может. Злое начало вновь охватывает все его существо. Проклятья посылает он миру:
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!
К «духу отрицанья» обращались и до Лермонтова. В Европе — Мильтон, Байрон, Гете. В России — Пушкин в стихотворениях «Демон» и «Ангел». Гордая независимость по отношению к прозаическому порядку жизни, страдания и тоска, мятежные порывы — все это определяет черты характера лермонтовского Демона.
Демон — страдающий герой. Ему тяжко от ощущения бессмысленности бытия, поэтому он мстит обществу, вершит суд над миром.
Лермонтовский Демон — скептик и нигилист, желающий заново ощутить ценность красоты и добра.
Хочу я с небом помириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Любовь к земной женщине, как ему кажется, помогает осуществить мечты:
Твоей любви я жду, как дара,
И вечность дам тебе на миг.
В любви, как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик.
Демон вспоминает о прежней гармонии с миром:
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил ему его
Веков бесплодных ряд унылый…
Безнадежное одиночество гнетет Демона, но ведь к этому привело его противопоставление себя миру, отрицание всех нравственных ценностей.
«Зло наскучило ему», однако героя поэмы не радует и Божий мир, который он презирал, отрицая.
Вот Демон пролетает над прекрасной Грузией. Природа этой роскошной земли ничего, кроме «зависти холодной», в душе его не вызывает.
Дух зла не хочет принять творенья бога, но в то же время желает ощутить земные радости. Это невозможно: Земля живет по своим законам и не нуждается в Демоне и его стремлении к гармонии. Отсюда еще большее желание отведать счастья, забыть про одиночество, вспомнить «лучшие дни». Надежда на чувство, которое разбудит сердце восточной женщины, все крепнет. «Лукавый Демон» способствует гибели жениха Тамары, которого «злая пуля осетина» догнала, хотя «скакун лихой» его «из боя вынес». Все подвластно «злому духу», но память уничтожить он не в силах. Горе свое девушка не может забыть, смерть жениха, властителя Синодала, отзывается печалью в ее сердце. Демону удается смутить душу Тамары, посеять в ней сомнение в необходимости хранить память, быть верной. Отныне противоречия терзают героиню, внутренний мир ее дает трещину. Земная любовь сменяется сверхчеловеческой страстью.
Чувство же Демона к Тамаре эгоистично. Он любит для себя: ему нужно вернуть утраченную с миром связь, а какими средствами это будет достигнуто, ему все равно. Ценою жизни Тамары «злой дух» старается воплотить свой замысел:
Увы! Злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Покинув жизнь земную, Тамара становится монахиней. Сочувствие Демону заставляет ее ответить ему любовью, принеся в жертву самое дорогое — жизнь. Душа Тамары еще полна сомнений. В этом она сродни Демону. Однако человек может заслужить прощение Бога за вольные или невольные ошибки. Демон же со своим вечным скепсисом обречен на муку страданья.
скепсисом обречен на муку страданья. Тамару спасает ангел, смывая зло с души женщины своими слезами.
Хитростью Демону удается победить земного человека, сумевшего полюбить мятежную душу того, кто стремился обратиться к добру. Героиня поэмы Лермонтова жертвует собой, защищая вечные ценности мироздания, сотворенного Богом. Однако поменяться с Тамарой местами, заставить ее переживать свои страдания Демон не может. Злое начало вновь охватывает все его существо. Проклятья посылает он миру:
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!
К «духу отрицанья» обращались и до Лермонтова. В Европе — Мильтон, Байрон, Гете. В России — Пушкин в стихотворениях «Демон» и «Ангел». Гордая независимость по отношению к прозаическому порядку жизни, страдания и тоска, мятежные порывы — все это определяет черты характера лермонтовского Демона.