Русские сочинения
-
Лермонтов М.Ю.
-
Герой нашего времени
-
Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
По своим жанровым признакам «Герой нашего времени» — психологический роман, один из первых в истории русской литературы.
Композиция «Героя нашего времени» достаточно сложна. Автор как бы нарочно старался нарушить всю последовательность в описании биографии своего героя — Григория Александровича Печорина. Казалось бы, начинать чтение следует с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери». За дуэль с Грушницким Печорин был выслан из Пятигорска в крепость под начало Максима Максимовича. И здесь произошла история, о которой рассказано в повести «Бэла».
Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимовича. Он же рассказывает нам о Казбиче и Азамате, о нравах и обычаях горцев. На этих рассказах лежит, однако, печать известной ограниченности понятий Максима Максимовича, его, по словам В. Г. Белинского «тесного кругозора». Для него черкесы, как тогда называли всех жителей гор — «головорезы» и «отчаянные башки». И все же Максим Максимович не может не заметить и не одобрить того, что горцы необычайно гостеприимны. Как не старается Максим Максимович унизить Казбича — и рожа у него самая разбойничья, и его прекрасный конь Карагез — «уж такая разбойничья лошадь», но из этих рассказов о Казбиче встает образ сильного, смелого джигита, для которого «молодецкая доля» — самое главное в жизни.
Брат Бэлы — Азамат хочет во всем походить на Казбича, но он слишком молод, неуравновешен, вспыльчив и обидчив. Желание завладеть конем Казбича совершенно его ослепило. Однако нелегко ему было решиться ответить согласием на предложение Печорина в обмен на Карагеза украсть сестру. «Бледный как смерть», он шепотом отвечает Печорину: «Согласен».
В повести «Бэла» правдиво обрисованы и жестокие нравы, с древности бытовавшие в горных селениях, даны верные и правдивые описания сурового образа жизни горцев, их бедности. Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый «своими» князьями и беками. Показывая теневые стороны жизни горцев, Лермонтов в то же время далек от тех писателей, кто изображал коренных жителей Кавказа свирепыми и невежественными дикарями. В романе они показаны людьми, живущими трудно, но любящими свою землю, гордящимися величавой природой своей горной страны.
В Бэле безоглядная любовь к Печорину соединяется с огромным чувством собственного достоинства. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой?» — говорит Бэла Максиму Максимовичу, отерев слезы и гордо подняв голову. А если эта так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!...»
Картины природы, пейзажи пленяют своей живописностью, и вместе с тем, они совершенно свободы от внешней декоративности и вычурности, Они возникают в романе, как описание того, что видят путешественники, и являются фоном, на котором разворачивается действие. Лермонтовские пейзажи отличаются точностью, строгостью, ясностью и впечатляющей образностью языка и стиля.
До сих порпутешественники, поднявшись рано утром на вершину Гуд-горы, удивляются точности, с которой Лермонтов описал панораму, развертывающуюся перед их глазами.
путешественники, поднявшись рано утром на вершину Гуд-горы, удивляются точности, с которой Лермонтов описал панораму, развертывающуюся перед их глазами. Разумеется, речь идет не о топографической, а о художественной точности. Лермонтов помогает нам увидеть и серебряные нити рек, и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, и румяный блеск, которым весело горят снега на гребнях гор, другие картины утра в Койшаур-ской долине. Здесь нет ни пышных сравнений, ни сложных метафор, нет и нагромождения эпитетов. Очень экономно используя образные средства, Лермонтов создает картину, которая поражает точностью и свежестью красок.
Чистота, правильность, гармоничность языка «Героя нашего времени» — плод большой работы автора над рукописями романа. Богатство языка романа основывается также на его «многоголосии». В повести «Бэла» мы слышим голос рассказчика Максима Максимовича, своеобразные голоса Бэлы, Азамата, Казбича. Достаточно сравнить несколько фраз из речи Печорина и Максима Максимовича, чтобы понять огромную разницу между ними. Язык Печорина гибкий, речь его свидетельствует о его большой культуре, обладании тонким и проницательным умом. Речь Максима Максимовича проста, в ней видны фольклорные истоки — пословицы, поговорки. С горским фольклором связана речь Казбича и Азамата. О песне Казби-1а, в которой прославляется завидная молодецкая доля, Белинский говорил, что в ней «коротко и ясно выражена вся философия черкеса».
В повести «Бэла» мы еще не в полной мере понимаем характер Печорина, но догадываемся, какие с ним связаны нравственные проблемы. Во всех повестях, из которых состоит роман, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей — из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбу с ним Максим Максимович, страдают Азамат и Казбич. Вся жизнь Печорина — постоянный эксперимент, игра с судьбой, причем Печорин позволяет себе рисковать не только своей жизнью, но и жизнями тех, кто оказался рядом с ним. По сути, Печорин считает себя сверхчеловеком, сумевшим подняться над обычной нравственностью. Причем, он не желает ни добра, ни зла, а хочет просто наблюдать за событиями. Рефлексию, то есть перенесение активной деятельности на замкнутость в собственном внутреннем мире Лермонтов считал одной из важнейших черт своего поколения.
Композиция «Героя нашего времени» достаточно сложна. Автор как бы нарочно старался нарушить всю последовательность в описании биографии своего героя — Григория Александровича Печорина. Казалось бы, начинать чтение следует с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери». За дуэль с Грушницким Печорин был выслан из Пятигорска в крепость под начало Максима Максимовича. И здесь произошла история, о которой рассказано в повести «Бэла».
Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимовича. Он же рассказывает нам о Казбиче и Азамате, о нравах и обычаях горцев. На этих рассказах лежит, однако, печать известной ограниченности понятий Максима Максимовича, его, по словам В. Г. Белинского «тесного кругозора». Для него черкесы, как тогда называли всех жителей гор — «головорезы» и «отчаянные башки». И все же Максим Максимович не может не заметить и не одобрить того, что горцы необычайно гостеприимны. Как не старается Максим Максимович унизить Казбича — и рожа у него самая разбойничья, и его прекрасный конь Карагез — «уж такая разбойничья лошадь», но из этих рассказов о Казбиче встает образ сильного, смелого джигита, для которого «молодецкая доля» — самое главное в жизни.
Брат Бэлы — Азамат хочет во всем походить на Казбича, но он слишком молод, неуравновешен, вспыльчив и обидчив. Желание завладеть конем Казбича совершенно его ослепило. Однако нелегко ему было решиться ответить согласием на предложение Печорина в обмен на Карагеза украсть сестру. «Бледный как смерть», он шепотом отвечает Печорину: «Согласен».
В повести «Бэла» правдиво обрисованы и жестокие нравы, с древности бытовавшие в горных селениях, даны верные и правдивые описания сурового образа жизни горцев, их бедности. Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый «своими» князьями и беками. Показывая теневые стороны жизни горцев, Лермонтов в то же время далек от тех писателей, кто изображал коренных жителей Кавказа свирепыми и невежественными дикарями. В романе они показаны людьми, живущими трудно, но любящими свою землю, гордящимися величавой природой своей горной страны.
В Бэле безоглядная любовь к Печорину соединяется с огромным чувством собственного достоинства. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой?» — говорит Бэла Максиму Максимовичу, отерев слезы и гордо подняв голову. А если эта так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!...»
Картины природы, пейзажи пленяют своей живописностью, и вместе с тем, они совершенно свободы от внешней декоративности и вычурности, Они возникают в романе, как описание того, что видят путешественники, и являются фоном, на котором разворачивается действие. Лермонтовские пейзажи отличаются точностью, строгостью, ясностью и впечатляющей образностью языка и стиля.
До сих порпутешественники, поднявшись рано утром на вершину Гуд-горы, удивляются точности, с которой Лермонтов описал панораму, развертывающуюся перед их глазами.
путешественники, поднявшись рано утром на вершину Гуд-горы, удивляются точности, с которой Лермонтов описал панораму, развертывающуюся перед их глазами. Разумеется, речь идет не о топографической, а о художественной точности. Лермонтов помогает нам увидеть и серебряные нити рек, и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, и румяный блеск, которым весело горят снега на гребнях гор, другие картины утра в Койшаур-ской долине. Здесь нет ни пышных сравнений, ни сложных метафор, нет и нагромождения эпитетов. Очень экономно используя образные средства, Лермонтов создает картину, которая поражает точностью и свежестью красок.
Чистота, правильность, гармоничность языка «Героя нашего времени» — плод большой работы автора над рукописями романа. Богатство языка романа основывается также на его «многоголосии». В повести «Бэла» мы слышим голос рассказчика Максима Максимовича, своеобразные голоса Бэлы, Азамата, Казбича. Достаточно сравнить несколько фраз из речи Печорина и Максима Максимовича, чтобы понять огромную разницу между ними. Язык Печорина гибкий, речь его свидетельствует о его большой культуре, обладании тонким и проницательным умом. Речь Максима Максимовича проста, в ней видны фольклорные истоки — пословицы, поговорки. С горским фольклором связана речь Казбича и Азамата. О песне Казби-1а, в которой прославляется завидная молодецкая доля, Белинский говорил, что в ней «коротко и ясно выражена вся философия черкеса».
В повести «Бэла» мы еще не в полной мере понимаем характер Печорина, но догадываемся, какие с ним связаны нравственные проблемы. Во всех повестях, из которых состоит роман, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей — из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбу с ним Максим Максимович, страдают Азамат и Казбич. Вся жизнь Печорина — постоянный эксперимент, игра с судьбой, причем Печорин позволяет себе рисковать не только своей жизнью, но и жизнями тех, кто оказался рядом с ним. По сути, Печорин считает себя сверхчеловеком, сумевшим подняться над обычной нравственностью. Причем, он не желает ни добра, ни зла, а хочет просто наблюдать за событиями. Рефлексию, то есть перенесение активной деятельности на замкнутость в собственном внутреннем мире Лермонтов считал одной из важнейших черт своего поколения.