Русские сочинения - Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени - Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.


Композиционные
особенности романа М.Ю. Лермонтова
“Герой
нашего времени”.
" Желания?
Что пользы напрасно и вечно желать? А годы
проходят, — все лучшие годы."
М.Юлермонтов

«Герой
нашего времени» — одна из первых попыток
создания в русской литературе
психологического реалистического романа.
Цель, замысел М.Ю.Лермонтова — показать
современного ему человека, его психологию,
как сам автор отмечает, "… портрет,
составленный из пороков нашего поколения, в
полном их развитии".

Для того,
чтобы воплотить свой замысел, раскрыть
характер героя наиболее полно, объективно,
писатель использует необычное
композиционное построение романа: здесь
нарушена хронологическая
последовательность событий. Необычна не
только композиция романа. Это произведение
представляет собой уникальный
жанровый сплав, соединение различных
жанров, уже освоенных русской прозой: здесь
использованы и путевые записки, и светская
повесть, и излюбленный
романтиками дневник-исповедь. Роман
Лермонтова -социально-психологический и
нравственно-философский. «В основной
идее романа лежит важный современный
вопрос о внутреннем человеке», — пишет
Белинский. Стремление автора достигнуть
максимальной объективности и
многогранности в изображении главного
героя вынуждает его прибегнуть к
нестандартной структуре повествования:
автор как бы передоверяет рассказ о своем
герое то странствующему офицеру, то Максим
Максимычу, то самому Печорину.

Если мы
захотим восстановить хронологию событий,
описываемых в романе, то начать следует с
происшествия в Тамани, через которую
проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске
и Кисловодске Печорин пробудет около
месяца («Княжна Мери»), откуда будет
сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из
крепости Печорин отлучается в казачью
станицу («Фаталист»), по возвращении
его в крепость и разыгрывается
история с похищением Беллы. Затем
происходит последняя встреча с Печориным,
уже не военным, а светским человеком,
отъезжающим в Персию («Максим Максимыч»).
А из предисловия офицера-повествователя мы
узнаем о смерти героя. Таковы события жизни
Григория Александровича Печорина в их
хронологической последовательности. Но
Лермонтов определил порядок расположения
частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что
каждая из повестей играла свою особую
значимую роль в системе всего произведения.
Читая
повесть «Максим Максимыч», мы
знакомимся с портретом Печорина, так
психологически тонко и глубоко написанным
образованным и знакомым с писательским
трудом офицером-повествователем. Он
замечает и белую кожу Печорина, и
несмеющиеся, полные грусти глаза, и «благородный
лоб», и «породистую* красоту, и
холодность Печорина. Все это одновременно
привлекает и отталкивает читателя.
Непосредственный взгляд на портрет героя
делает его несравненно ближе к читателю,
нежели та система повествователей, через
которую мы знакомимся с Печориным в главе
»Бэла". (Максим Максимыч рассказывает
историю путешественнику-офицеру, тот ведет
путевые заметки, и уже из них обо всем
узнает читатель).
Затем автор
открывает перед нами исповедальные
страницы «Журнала Печорина». Мы видим
героя опять в новом ракурсе -такого, каким
он был наедине с самим собой, каким мог
предстать только в своем дневнике, но
никогда бы не открылся перед людьми. Это
подтверждается и словами из предисловия к
«Журналу Печорина», из которых ясно
видно, что он не предназначался для чужого
глаза, а тем более для печати. Это было «следствие
наблюдения ума зрелого над самим собой»,
и написан он «без тщеславного желания
возбудить участие или удивление». Так
Лермонтов, используя подобную «расстановку»
глав своего романа, максимально приближает
главного-героя к читателю, позволяет
заглянуть в самую глубину его внутреннего
мира.
Внимательно
перелистывая страницы «Тамани», «Княжны
Мэри» и «Фаталиста», мы, наконец,
постигаем характер Печорина в его
неизбежной раздвоенности. И, узнавая
причины этой «болезни», вникаем в «историю
души человеческой» и задумываемся над
характером «времени». «Фаталистом»
заканчивается роман, эта повесть играет
роль эпилога. И так замечательно, что
Лермонтов именно так построил свой роман!
Он завершается оптимистически. Читатель
узнает о смерти Печорина в середине романа
и к заключению успевает избавиться от
тягостного ощущения смерти или конца. Такая
особенность в композиции романа дала
возможность автору закончить произведение
«мажорной интонацией»: «роман
заканчивается перспективой в будущее -
выходом героя из трагического состояния
бездейственной обреченности. Вместо
траурного марша звучат поздравления с
победой над смертью». (Б.Эйхенбаум, ст. «Герой
нашего времени»).
Создавая
роман «Герой нашего времени», М.Ю
Лермонтов нашел новые художественные
средства, какие не знала литература и
которые восхищают нас по сей день
соединением свободного и широкого
изображения лиц и характеров с умением
показывать их объективно, раскрывая одного
героя сквозь восприятие другого.