Русские сочинения - Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени - Мое отношение к личности Печорина

Мое отношение к личности Печорина

Свой роман Михаил Юрьевич Лермонтов назвал «Герой нашего времени». Что он хотел сказать этим названием? То, что изображенный в произведении характер – типичный для его времени, то, что пороки, которые присущи Печорину, присущи и многим другим людям его эпохи.

Впервые мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Максим Максимыч питает симпатию к герою, видит его человеком необыкновенным, с которым «должны случаться необыкновенные вещи». В следующей главе мы видим Печорина глазами проезжего офицера. Он дает его психологический портрет. Теперь мы уже замечаем, что глаза Печорина не смеются, когда он смеется, что говорит о глубокой внутренней тоске.

Далее, в «дневнике Печорина», мы видим главного героя его собственными глазами, понимаем мотивы его поступков.

Итак, кто же такой Печорин? Печорин – это «лишний человек». Он дворянин, у которого есть все: богатство, красота, незаурядный ум. Но он не видит всему этому применения, не видит смысла в жизни. Ему не надо ничего добиваться – все и так есть.

Основная черта героя – это скука. Он хороший психолог и знает людей наизусть, поэтому ему скучно с ними. Он знает наизусть, как поведет себя Грушницкий. Знает наизусть и психологию прекрасного пола, поэтому ему ничего не стоит влюбить в себя княжну Мери. Ему наскучили однообразные кокетки света – и он пытается найти утешение в любви «дикарки» Бэлы. Но ее искренность и простодушие наскучили так же, как кокетство других.

Другая черта Печорина – это демонизм, способность сеять вокруг себя зло. Стоит внимательней проследить за сюжетом повести – и становится понятно, что Печорин приносит зло практически всем людям, которых встречает на пути. Приносит зло Максиму Максимычу, Бэле, контрабандистам, княжне Мери и Грушницкому. Он осознает это, но не пытается остановить эту цепочку зла.

Еще одна грань личности Печорина – это рефлексия, способность «жить не сердцем, а головою». Он любит заглядывать внутрь себя ( не случайно он начинает вести дневник), анализировать свои мысли, поступки. В нем словно живет два человека: один живет в полном смысле слова, а другой судит его. Его самоанализ пронизывает горькая самоирония. Возникает, по словам Белинского, «кризисное состояние духа, противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий»

Еще одно несчастье Печорина – скептицизм. Он все подвергает сомнению. Этот скептицизм – выражение той общей переоценки ценностей, того крушения авторитетов, которые были характерны для эпохи Печорина.

Нельзя оценивать личность Печорина однозначно. Он соткан не столько из пороков, сколько из противоречий. Есть в нем и живое чувство, которое он пытается глубоко запрятать (вспомним, как он потрясен смертью Бэлы, как полон отчаяния, когда теряет Веру, как способен любоваться природой накануне дуэли).

Итак, характер Печорина – один из самых загадочных в русской литературе. Но одно можно сказать точно: этот человек был глубоко несчастен.