Русские сочинения - Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени - МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

МОТИВЫСКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю.ЛЕРМОНТОВА.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,

— это страшное признание Лермонтова сделанов последний год его жизни. Как будтопредчувствуя скорую гибель, поэт смотрит напройденный путь. В его взгляде с новой силойвоплощается глубокая скорбь, всегдасопутствовавшая Лермонтову. “Про­рок” — последняя капля в чаше его страданий. И еслипушкин­ское последнее стихотворение “Япамятник себе воздвиг неруко­творный...”устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк”полон отчаянья, в нем нет надежды напризнание потомков, нет уверенности в том,что годы труда не пропали даром. Осмеянный,презираемый пророк — вот лермонтовскоепродолжение и опро­вержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Скорбь и одиночество Лермонтова проходятна смену жизнеу­тверждающей, светлойпоэзии Пушкина.

Судьба Лермонтова во многом определиланастроение его поэ­зии. Николаевская эпоханаложила свой отпечаток на творчествопоэта. Это усугублялось тяжелымиобстоятельствами жизни Лер­монтова,особенностями его натуры. Детство его былоомрачено сложными отношениями в семье, чтоотразилось в стихах:

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...

Лермонтов глубоко страдал от невозможностибыть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...

Один из основных мотивов творчестваЛермонтова — противо­поставлениемногогранной и духовно богатой личностипоэта пусто­те светского общества. Эта теманашла свое завершение в образе го­нимогопророка.

Лермонтов был одинок, и тема одиночествазвучит почти в каж­дом его произведении.Это во многом объясняется личными качест­вамипоэта. По свидетельствам современников, онбыл резким, зам­кнутым человеком. Однакоглавная причина трагического одиноче­стваЛермонтова заключается, видимо, в том, чтоон мало встречал в жизни людей, отвечавшихего необычайно высоким нравствен­ным иинтеллектуальным требованиям. Какпреображается лири­ческий геройЛермонтова в стихотворении “Памяти А. И.Одоев­ского”, когда речь идет о близком,любимом друге!

Но он погиб далеко от друзей...
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!

Это стихотворение рождено чувствомневосполнимой утраты. Но чаще одиночество,тоска поэта выливаются вгневное презрение к людям, чью неприязньили равнодушие он всегда вопринимал оченьболезненно:

И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...

В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.”и во многих других Лермонтов шлет проклятия“светским цепям”, убивающим душу человека.

Сложный характер Лермонтова лишь обострялте противоре­чия, которые сложились междудумающим, страстным поэтом и равнодушной,холодной светской толпой. Уже в егоюношеских стихотворениях звучитвозмущение жестокостью законов и уни­женнымположением человека в России второйчетверти XIX века:

… Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край… моя отчизна!

Ранняя разочарованность в политическойситуации, невозмож­ность применить своисилы на гражданском поприще в те годы, послепоражения декабристов, — все это былоистинной трагедией для Лермонтова. Он нераз открыто, бесстрашно выступал противсытых вельмож, полицейского надзора:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Тяжелое положение в николаевской РоссииЛермонтов пережи­вал, как личное горе. Встихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина”отразилась его боль, связанная спассивностью молодого поколения, утратойистинных ценностей.

Скорбь и одиночество, вызванныеобщественными и личными причинами,наполняют все творчество Лермонтова.Стремлением поэта к истинному чувству иболью неразделенности проникнута еголюбовная лирика:

Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.

Вся тяжесть одиночества и скорби поэта согромной силой во­плотилась впроизведениях о природе.Пейзаж здесь неотделим от переживанийпоэта. Лермонтов то противопоставляет свойвнутрен­ний мир цветению природы, тосравнивает собственную судьбу с пе­чальнойисторией одинокой сосны или гонимоговетром листка. Иногда автор пытаетсяотыскать в природе спасение от преследую­щегоего отчаянья:

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка… -
… Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Величие и мудрое спокойствие природыстановятся последней отрадой осмеянногопророка.

Чувство скорби не покидает Лермонтова,когда он обращается к теме назначенияпоэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца,продаю­щего свое вдохновение, звучат встихотворениях “Безумец я...” и “Поэт”:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

На смену “сладостному союзу” поэтов,воспетому Пушкиным, приходит одиночествоЛермонтова. Пушкинское гордое безразли­чиек мнению толпы сменяется порывом:

… Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!

Но толпа не понимает и не признает своегогения. И тогда воз­никает “Пророк”, каккрик отчаяния, как выбор, как решение судьбы.Противоборство между поэтом и окружающиммиром, по­родившее скорбь и тоскутворчества, приводит Лермонтова ктрагической гибели.