Русские сочинения
-
Лермонтов М.Ю.
-
Герой нашего времени
-
МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
МОТИВЫСКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю.ЛЕРМОНТОВА.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,
— это страшное признание Лермонтова сделанов последний год его жизни. Как будтопредчувствуя скорую гибель, поэт смотрит напройденный путь. В его взгляде с новой силойвоплощается глубокая скорбь, всегдасопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” — последняя капля в чаше его страданий. И еслипушкинское последнее стихотворение “Япамятник себе воздвиг нерукотворный...”устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк”полон отчаянья, в нем нет надежды напризнание потомков, нет уверенности в том,что годы труда не пропали даром. Осмеянный,презираемый пророк — вот лермонтовскоепродолжение и опровержение строк Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Скорбь и одиночество Лермонтова проходятна смену жизнеутверждающей, светлойпоэзии Пушкина.
Судьба Лермонтова во многом определиланастроение его поэзии. Николаевская эпоханаложила свой отпечаток на творчествопоэта. Это усугублялось тяжелымиобстоятельствами жизни Лермонтова,особенностями его натуры. Детство его былоомрачено сложными отношениями в семье, чтоотразилось в стихах:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...
Лермонтов глубоко страдал от невозможностибыть понятым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Один из основных мотивов творчестваЛермонтова — противопоставлениемногогранной и духовно богатой личностипоэта пустоте светского общества. Эта теманашла свое завершение в образе гонимогопророка.
Лермонтов был одинок, и тема одиночествазвучит почти в каждом его произведении.Это во многом объясняется личными качествамипоэта. По свидетельствам современников, онбыл резким, замкнутым человеком. Однакоглавная причина трагического одиночестваЛермонтова заключается, видимо, в том, чтоон мало встречал в жизни людей, отвечавшихего необычайно высоким нравственным иинтеллектуальным требованиям. Какпреображается лирический геройЛермонтова в стихотворении “Памяти А. И.Одоевского”, когда речь идет о близком,любимом друге!
Но он погиб далеко от друзей...
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Это стихотворение рождено чувствомневосполнимой утраты. Но чаще одиночество,тоска поэта выливаются вгневное презрение к людям, чью неприязньили равнодушие он всегда вопринимал оченьболезненно:
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...
В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.”и во многих других Лермонтов шлет проклятия“светским цепям”, убивающим душу человека.
Сложный характер Лермонтова лишь обострялте противоречия, которые сложились междудумающим, страстным поэтом и равнодушной,холодной светской толпой. Уже в егоюношеских стихотворениях звучитвозмущение жестокостью законов и униженнымположением человека в России второйчетверти XIX века:
… Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край… моя отчизна!
Ранняя разочарованность в политическойситуации, невозможность применить своисилы на гражданском поприще в те годы, послепоражения декабристов, — все это былоистинной трагедией для Лермонтова. Он нераз открыто, бесстрашно выступал противсытых вельмож, полицейского надзора:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Тяжелое положение в николаевской РоссииЛермонтов переживал, как личное горе. Встихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина”отразилась его боль, связанная спассивностью молодого поколения, утратойистинных ценностей.
Скорбь и одиночество, вызванныеобщественными и личными причинами,наполняют все творчество Лермонтова.Стремлением поэта к истинному чувству иболью неразделенности проникнута еголюбовная лирика:
Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.
Вся тяжесть одиночества и скорби поэта согромной силой воплотилась впроизведениях о природе.Пейзаж здесь неотделим от переживанийпоэта. Лермонтов то противопоставляет свойвнутренний мир цветению природы, тосравнивает собственную судьбу с печальнойисторией одинокой сосны или гонимоговетром листка. Иногда автор пытаетсяотыскать в природе спасение от преследующегоего отчаянья:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка… -
… Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Величие и мудрое спокойствие природыстановятся последней отрадой осмеянногопророка.
Чувство скорби не покидает Лермонтова,когда он обращается к теме назначенияпоэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца,продающего свое вдохновение, звучат встихотворениях “Безумец я...” и “Поэт”:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
На смену “сладостному союзу” поэтов,воспетому Пушкиным, приходит одиночествоЛермонтова. Пушкинское гордое безразличиек мнению толпы сменяется порывом:
… Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!
Но толпа не понимает и не признает своегогения. И тогда возникает “Пророк”, каккрик отчаяния, как выбор, как решение судьбы.Противоборство между поэтом и окружающиммиром, породившее скорбь и тоскутворчества, приводит Лермонтова ктрагической гибели.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,
— это страшное признание Лермонтова сделанов последний год его жизни. Как будтопредчувствуя скорую гибель, поэт смотрит напройденный путь. В его взгляде с новой силойвоплощается глубокая скорбь, всегдасопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” — последняя капля в чаше его страданий. И еслипушкинское последнее стихотворение “Япамятник себе воздвиг нерукотворный...”устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк”полон отчаянья, в нем нет надежды напризнание потомков, нет уверенности в том,что годы труда не пропали даром. Осмеянный,презираемый пророк — вот лермонтовскоепродолжение и опровержение строк Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Скорбь и одиночество Лермонтова проходятна смену жизнеутверждающей, светлойпоэзии Пушкина.
Судьба Лермонтова во многом определиланастроение его поэзии. Николаевская эпоханаложила свой отпечаток на творчествопоэта. Это усугублялось тяжелымиобстоятельствами жизни Лермонтова,особенностями его натуры. Детство его былоомрачено сложными отношениями в семье, чтоотразилось в стихах:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...
Лермонтов глубоко страдал от невозможностибыть понятым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Один из основных мотивов творчестваЛермонтова — противопоставлениемногогранной и духовно богатой личностипоэта пустоте светского общества. Эта теманашла свое завершение в образе гонимогопророка.
Лермонтов был одинок, и тема одиночествазвучит почти в каждом его произведении.Это во многом объясняется личными качествамипоэта. По свидетельствам современников, онбыл резким, замкнутым человеком. Однакоглавная причина трагического одиночестваЛермонтова заключается, видимо, в том, чтоон мало встречал в жизни людей, отвечавшихего необычайно высоким нравственным иинтеллектуальным требованиям. Какпреображается лирический геройЛермонтова в стихотворении “Памяти А. И.Одоевского”, когда речь идет о близком,любимом друге!
Но он погиб далеко от друзей...
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Это стихотворение рождено чувствомневосполнимой утраты. Но чаще одиночество,тоска поэта выливаются вгневное презрение к людям, чью неприязньили равнодушие он всегда вопринимал оченьболезненно:
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...
В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.”и во многих других Лермонтов шлет проклятия“светским цепям”, убивающим душу человека.
Сложный характер Лермонтова лишь обострялте противоречия, которые сложились междудумающим, страстным поэтом и равнодушной,холодной светской толпой. Уже в егоюношеских стихотворениях звучитвозмущение жестокостью законов и униженнымположением человека в России второйчетверти XIX века:
… Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край… моя отчизна!
Ранняя разочарованность в политическойситуации, невозможность применить своисилы на гражданском поприще в те годы, послепоражения декабристов, — все это былоистинной трагедией для Лермонтова. Он нераз открыто, бесстрашно выступал противсытых вельмож, полицейского надзора:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Тяжелое положение в николаевской РоссииЛермонтов переживал, как личное горе. Встихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина”отразилась его боль, связанная спассивностью молодого поколения, утратойистинных ценностей.
Скорбь и одиночество, вызванныеобщественными и личными причинами,наполняют все творчество Лермонтова.Стремлением поэта к истинному чувству иболью неразделенности проникнута еголюбовная лирика:
Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.
Вся тяжесть одиночества и скорби поэта согромной силой воплотилась впроизведениях о природе.Пейзаж здесь неотделим от переживанийпоэта. Лермонтов то противопоставляет свойвнутренний мир цветению природы, тосравнивает собственную судьбу с печальнойисторией одинокой сосны или гонимоговетром листка. Иногда автор пытаетсяотыскать в природе спасение от преследующегоего отчаянья:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка… -
… Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Величие и мудрое спокойствие природыстановятся последней отрадой осмеянногопророка.
Чувство скорби не покидает Лермонтова,когда он обращается к теме назначенияпоэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца,продающего свое вдохновение, звучат встихотворениях “Безумец я...” и “Поэт”:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
На смену “сладостному союзу” поэтов,воспетому Пушкиным, приходит одиночествоЛермонтова. Пушкинское гордое безразличиек мнению толпы сменяется порывом:
… Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!
Но толпа не понимает и не признает своегогения. И тогда возникает “Пророк”, каккрик отчаяния, как выбор, как решение судьбы.Противоборство между поэтом и окружающиммиром, породившее скорбь и тоскутворчества, приводит Лермонтова ктрагической гибели.