Образ и характер Вернера
Вернер занимает особое положение по отношению к Печорину. Печорин не противопоставляется Вернеру, а сопоставляется с ним, так как между ними много общего.
Вернер — «скептик и материалист», так же как и Печорин. Как и Печорин, Вернер выделяется из окружающего его общества своим глубоким и острым умом, проницательностью и наблюдательностью, знанием людей. Его эпиграммы остры и метки, как и у Печорина. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»), но он скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Эти общие черты, а также высокая культурность Вернера роднят его с Печориным. В их взглядах и в-их настроениях много общего, это указывает на то, что Лермонтов считал «печоринство» явлением, характерным не только для дворянской интеллигенции, а «болезнью», захватившей и часть разночинной интеллигенции 30-х годов. Это верное и тонкое наблюдение Лермонтова.
Но у Вернера нет смелости и решимости Печорина идти до конца в достижении поставленной цели, не бояться неизбежных выводов, как бы тяжелы они ни были. Он не отказался быть секундантом Печорина, он одобрял его поведение, понимая, что правда на стороне друга, он был печален, явившись к нему в утро дуэли, что показывает, как он волновался и тревожился. Но после дуэли, кончившейся смертью Грушницкого, Вернер не подал руки Печорину и холодно простился с ним. Такое поведение доктора вызывает у Печорина следующие горькие мысли: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,— а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».
Вернер — «скептик и материалист», так же как и Печорин. Как и Печорин, Вернер выделяется из окружающего его общества своим глубоким и острым умом, проницательностью и наблюдательностью, знанием людей. Его эпиграммы остры и метки, как и у Печорина. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»), но он скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Эти общие черты, а также высокая культурность Вернера роднят его с Печориным. В их взглядах и в-их настроениях много общего, это указывает на то, что Лермонтов считал «печоринство» явлением, характерным не только для дворянской интеллигенции, а «болезнью», захватившей и часть разночинной интеллигенции 30-х годов. Это верное и тонкое наблюдение Лермонтова.
Но у Вернера нет смелости и решимости Печорина идти до конца в достижении поставленной цели, не бояться неизбежных выводов, как бы тяжелы они ни были. Он не отказался быть секундантом Печорина, он одобрял его поведение, понимая, что правда на стороне друга, он был печален, явившись к нему в утро дуэли, что показывает, как он волновался и тревожился. Но после дуэли, кончившейся смертью Грушницкого, Вернер не подал руки Печорину и холодно простился с ним. Такое поведение доктора вызывает у Печорина следующие горькие мысли: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,— а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».