Русские сочинения
-
Лермонтов М.Ю.
-
Герой нашего времени
-
Почему автор называет Печорина "героем времени"?
Почему автор называет Печорина "героем времени"?
Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Эти годы можно охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского вос-стания 1825 г. В это время человек передовой мысли не мог найти приложе-ния своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями созна-ния молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнилось и в нравственных ценностях как таковых. Вот по-чему В. Г. Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страда-ет», не находя применения необъятным силам своей души.
Печорин — выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для арис-тократической молодежи того времени воспитание и образование под руковод-ством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его ис-поведи.
Печорин имеет «резкий охлажденный ум», который позволяет ему правиль-но судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружа-ющим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольст-вия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни. Печорин видит, что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача. Скука быстро овладевает Печориным.
Сначала наш герой пытался заняться наукой, читал книги, но вскоре ему опять все надоело. Печорин понял, что в обществе, где он находится, он ни-когда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями».
В отличие от Онегина, примирившегося со своей жизнью, Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и «глубоко страдает», так как не может найти своих единомышленников. При всей своей одареннос-ти и богатстве духовных сил он — «нравственный калека». Характер Пе-чорина отличается крайней противоречивостью, которая на дает ему жить. Автор рисует сильную, волевую натуру, жаждущую деятельности. Печорин говорит: «Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоре-чий сердцу или рассудку». С одной стороны, Печорин — скептик, разоча-рованный человек, живущий «из любопытства», с другой — в нем огром-ная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассу-дочность с требованиями чувства. «Я давно уж живу не сердцем, а голо-вою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со стро-гим любопытством, но без участия», — говорит герой.
Однако у него горячее сердце, способное понимать и любить природу. «0т соприкосновения с ней, — говорит Печорин, — какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко!»
Противоречия в натуре Печорина сказываются в его отношении к женщи-нам. Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит герой даль-ше, — подчинять моей воле все, что меня окружает, возбуждает к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" Судя по этим словам, Печорин — эгоист.
ам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит герой даль-ше, — подчинять моей воле все, что меня окружает, возбуждает к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" Судя по этим словам, Печорин — эгоист. Он заботится только о самом себе, никакие иные вопросы его не занимают.
Но Печорин не бессердечный эгоист, он способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру, Получив ее последнее письмо, Печорин, как безум-ный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Чернеца и помчался в Пя-тигорск. Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Чувства не совсем остыли в душе Печорина. Он посто-янно ищет самого себя в водовороте жизни, но не может найти. Так как он сам не понимает, куда девать свою душевную силу, он всю жизнь острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, вмешивается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пус-тяках, дерется без надобности.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумался над во-просом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы». «Необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни — и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лер-монтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этой формулой против романтически идеализированного представления о современнике. Герой для автора — не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.
Герцен говорил: «Печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах ".
Печорин — выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для арис-тократической молодежи того времени воспитание и образование под руковод-ством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его ис-поведи.
Печорин имеет «резкий охлажденный ум», который позволяет ему правиль-но судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружа-ющим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольст-вия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни. Печорин видит, что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача. Скука быстро овладевает Печориным.
Сначала наш герой пытался заняться наукой, читал книги, но вскоре ему опять все надоело. Печорин понял, что в обществе, где он находится, он ни-когда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями».
В отличие от Онегина, примирившегося со своей жизнью, Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и «глубоко страдает», так как не может найти своих единомышленников. При всей своей одареннос-ти и богатстве духовных сил он — «нравственный калека». Характер Пе-чорина отличается крайней противоречивостью, которая на дает ему жить. Автор рисует сильную, волевую натуру, жаждущую деятельности. Печорин говорит: «Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоре-чий сердцу или рассудку». С одной стороны, Печорин — скептик, разоча-рованный человек, живущий «из любопытства», с другой — в нем огром-ная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассу-дочность с требованиями чувства. «Я давно уж живу не сердцем, а голо-вою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со стро-гим любопытством, но без участия», — говорит герой.
Однако у него горячее сердце, способное понимать и любить природу. «0т соприкосновения с ней, — говорит Печорин, — какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко!»
Противоречия в натуре Печорина сказываются в его отношении к женщи-нам. Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит герой даль-ше, — подчинять моей воле все, что меня окружает, возбуждает к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" Судя по этим словам, Печорин — эгоист.
ам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит герой даль-ше, — подчинять моей воле все, что меня окружает, возбуждает к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" Судя по этим словам, Печорин — эгоист. Он заботится только о самом себе, никакие иные вопросы его не занимают.
Но Печорин не бессердечный эгоист, он способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру, Получив ее последнее письмо, Печорин, как безум-ный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Чернеца и помчался в Пя-тигорск. Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Чувства не совсем остыли в душе Печорина. Он посто-янно ищет самого себя в водовороте жизни, но не может найти. Так как он сам не понимает, куда девать свою душевную силу, он всю жизнь острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, вмешивается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пус-тяках, дерется без надобности.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумался над во-просом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы». «Необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни — и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лер-монтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этой формулой против романтически идеализированного представления о современнике. Герой для автора — не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.
Герцен говорил: «Печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах ".