Русские сочинения
-
Лермонтов М.Ю.
-
Герой нашего времени
-
Раскрытие характера Печорина через композицию романа
Раскрытие характера Печорина через композицию романа
Произведение «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического романа. Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтова при создании этого романа – нарисовать образ своего современника, «каким он его понимает и… часто встречал». Человек этот мыслящий, талантливый, но он не умеет найти достойное применение своим «необъятным силам». Лермонтов не просто показывает героя, он объясняет и обосновывает его характер условиями той жизни, которую ведет Печорин. Для этого автор нарушает хронологию повествования. Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разное время и в разных местах. Меняются действующие лица, меняются персонажи, от лица которых ведется повествование. С помощью этого творческого приема автору удается дать разностороннюю характеристику своему главному герою. В. Г. Белинский назвал такую композицию романа «пятью картинами, вставленными в одну раму.
Главы в романе расположены не последовательно по времени, а по внутренней логике, которой придерживается автор. Они должны были бы следовать в следующем порядке: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу».
Стремясь раскрыть внутренний мир героя, автор отказывается от постепенного порядка изложения. Сюжет романа нарушает хронологический ход событий. Повести расположены следующим образом: «Бела», «Максим Максимич», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Такое построение романа позволяет постепенно знакомить читателя с героем, с его внутренним миром.
В «Беле» мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера. Это довольно поверхностное описание характера героя: «Хороший был парень… только немножко странен. Ведь, например, в дождь, в холод целый день на охоте. Все замерзнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился. Ставней стукнет, он вздрогнет, а при мне ходил на кабана один на один…».
В следующей главе, «Максим Максимыч», мы узнаем, что Печорин не желает видеть своего давнего приятеля. Мотивы этого поступка героя кажутся нам совершенно непонятными. Лермонтов, создавая психологический портрет Печорина, открывает над ним завесу таинственности. Затем в журнале, который был собственно дневником, Печорин объяснит многие свои поступки и раскроет читателям душу, которая страдает от этих поступков не меньше, чем его жертвы. «Я иногда себя презираю… не от того ли я презираю и других?.. Я смотрю на страдания и радости только относительно себя, как на хлеб, который поддерживает мои душевные силы… первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает». Печорин признается, что в нем сосуществуют два человека: один делает поступки, другой их осуждает. Счастье для Печорина – это удовлетворенная гордость. Свои чувства герой всегда прячет под маской равнодушия. Излишнюю эмоциональность Печорин считает проявлением слабости, поэтому предпочитает казаться лучше эгоистом и подлецом, чем лирическим и мечтательным глупцом, как Грушницкий.
эгоистом и подлецом, чем лирическим и мечтательным глупцом, как Грушницкий. От такой манеры поведения он порой неприятен читателям. Герой задает себе вопрос: почему разрушается все, к чему он прикоснулся? Разрушены быт «мирных контрабандистов», убит Грушницкий, разбиты сердца Веры и княжны Мери, погибла Бэла…
В «Княжне Мэри» мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин уже характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него моральные изъяны: «… такая была моя судьба с самого детства! Все читали на моем лице признаки плохих черт, которых не было. Но их предполагали – и они родились… я стал скрытный… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я научился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…».
В ночь перед дуэлью Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? для какой цели я родился? … А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Это понимание своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести «Княжна Мэри», но и всего романа «Герой нашего времени».
Вопреки всему, роман завершается оптимистично. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа и до конца произведения успевает избавиться от неприятных ощущений, связанных со смертью главного героя. В этом заслуга именно композиции романа.Таким образом, нарушив хронологию событий, применив удачные композиционные средства, Лермонтов показал характер Печорина последовательно, воссоздал его душу, что было бы невозможно, если бы события излагались в историческом развитии, и именно такой подход позволил автору метко достичь своей цели – показать читателям образ современного Лермонтову человека, «героя его времени».
Главы в романе расположены не последовательно по времени, а по внутренней логике, которой придерживается автор. Они должны были бы следовать в следующем порядке: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу».
Стремясь раскрыть внутренний мир героя, автор отказывается от постепенного порядка изложения. Сюжет романа нарушает хронологический ход событий. Повести расположены следующим образом: «Бела», «Максим Максимич», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Такое построение романа позволяет постепенно знакомить читателя с героем, с его внутренним миром.
В «Беле» мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера. Это довольно поверхностное описание характера героя: «Хороший был парень… только немножко странен. Ведь, например, в дождь, в холод целый день на охоте. Все замерзнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился. Ставней стукнет, он вздрогнет, а при мне ходил на кабана один на один…».
В следующей главе, «Максим Максимыч», мы узнаем, что Печорин не желает видеть своего давнего приятеля. Мотивы этого поступка героя кажутся нам совершенно непонятными. Лермонтов, создавая психологический портрет Печорина, открывает над ним завесу таинственности. Затем в журнале, который был собственно дневником, Печорин объяснит многие свои поступки и раскроет читателям душу, которая страдает от этих поступков не меньше, чем его жертвы. «Я иногда себя презираю… не от того ли я презираю и других?.. Я смотрю на страдания и радости только относительно себя, как на хлеб, который поддерживает мои душевные силы… первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает». Печорин признается, что в нем сосуществуют два человека: один делает поступки, другой их осуждает. Счастье для Печорина – это удовлетворенная гордость. Свои чувства герой всегда прячет под маской равнодушия. Излишнюю эмоциональность Печорин считает проявлением слабости, поэтому предпочитает казаться лучше эгоистом и подлецом, чем лирическим и мечтательным глупцом, как Грушницкий.
эгоистом и подлецом, чем лирическим и мечтательным глупцом, как Грушницкий. От такой манеры поведения он порой неприятен читателям. Герой задает себе вопрос: почему разрушается все, к чему он прикоснулся? Разрушены быт «мирных контрабандистов», убит Грушницкий, разбиты сердца Веры и княжны Мери, погибла Бэла…
В «Княжне Мэри» мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин уже характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него моральные изъяны: «… такая была моя судьба с самого детства! Все читали на моем лице признаки плохих черт, которых не было. Но их предполагали – и они родились… я стал скрытный… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я научился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…».
В ночь перед дуэлью Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? для какой цели я родился? … А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Это понимание своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести «Княжна Мэри», но и всего романа «Герой нашего времени».
Вопреки всему, роман завершается оптимистично. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа и до конца произведения успевает избавиться от неприятных ощущений, связанных со смертью главного героя. В этом заслуга именно композиции романа.Таким образом, нарушив хронологию событий, применив удачные композиционные средства, Лермонтов показал характер Печорина последовательно, воссоздал его душу, что было бы невозможно, если бы события излагались в историческом развитии, и именно такой подход позволил автору метко достичь своей цели – показать читателям образ современного Лермонтову человека, «героя его времени».