Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени"
В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Геро-ем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В про-цессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечест-венных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещаю-щими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публика-ции «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила из-вещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «со-брание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещающими словами: «Это будет новый, прекрасный по-дарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал своё произведение как цело-стное и связное повествование. В 1840 году роман «Герой нашего вре-мени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную ком-позиционную структуру.
Психологическая сложность центрального образа определила ком-позиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, всё глубже раскрывая перед нами душу Пе-чорина, всё сильнее нас заинтересовывая.
Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя на-шего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.
Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Мак-сим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в со-стоянии. Единственное, что он может сказать о нём, это: «славный ма-лый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощу-щения. Максим Максимыч — старый служака, беспрекословно выпол-няющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рас-суждать.
Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродуш-ного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчинённого он не может.
Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя ещё рано. Автор передаёт право рассказать о Печорине проезжему офице-ру, от лица которого ведётся повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчи-тываемся в его слова.
Перед нами предстаёт психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печо-рина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..» Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берёт у Максима Максимыча записки Печорина.
Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повест-вователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые чи-татели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только ис-поведь самого героя.
«Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». «Та-мань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лири-кой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жёсткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.
Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лиш-ней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней по-степенно вёл нас автор. Печорин переходит от самооценки к размыш-лению о своём поколении. Каковы же его мысли? Здесь Лермонтов го-ворит о том, о чём кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, — о горькой судьбе своего поколения: "… мы… жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага чело-вечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомне-нию..."
«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция подчёркивает обре-чённость героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: на-сколько человек волен распоряжаться своей судьбой. «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»
Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравст-венные и философские проблемы. Психологически точно даётся карти-на взаимоотношений общества и личности.