Русские сочинения - Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени - Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.

Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху, которая вызвала в жизни целую галерею образов, долгие годы
привычно называемых критиками «лишними людьми». По словам Белинского Печорин – Онегин своего времени. Попробуем
разобраться, были ли такими лишними Онегин и Печорин.
Лермонтов изобразил судьбу Печорина очень трагичной; в его душе заключены «необъятные силы», но ведь на его совести
много зла.
Автор рисует своего героя жадно ищущим приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам».
Его характер настолько противоречив, что читателю сложно понять, о чем же в действительности мыслит, что чувствует
Печорин.
Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный
Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы: «Его лицо ничего ни выражало
особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.» И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и
исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Прохладное отношение ко встрече со старым приятелем привело к тому, что Максим Максимыч стал упрямым и сварливым.
Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое
внимание следует обратить на глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой
постоянной грусти.» Я считаю, что это, конечно, тоска. Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного
применения своим незаурядным способностям.
Бесспорно, Печорин испытывает страх, к сожалению, не беспочвенный, а вполне обоснованный страх: он чувствует себя
одиноким в этом мире, никому ненужным и абсолютно бесполезным, я бы даже сказал «маленьким», да, порой он ощущает себя
именно «маленьким» из-за того, что нет применения его силы.
В принципе, Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но его любовь очень
сложна, как и все в нем. Так чувство к Вере с новой силой пробуждается лишь тогда, когда возникает опасность навсегда
потерять ту единственную женщину, которая его поняла, совершенно поняла!
«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» -
признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, Печорин «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она – сила чувств!
Любовь его высока, но трагична для него самого и губительна для тех, кто его любит.
На мой взгляд, «Герой нашего времени» — одна из первых попыток создания в русской литературе психологического
реалистического романа. Цель, замысел Лермонтова – показать современного ему человека, его психологию, его характер, как
сам автор отмечает, «… портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии».

итии».
Для того, чтобы воплотить свой замысел, суметь более полно и точно раскрыть характер героя, писатель использует
необычное композиционное построение романа: здесь нарушена хронологическая последовательность событий. Этот роман
представляет собой как бы сплав различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь мы встречаем и путевые заметки, и
светскую повесть, и дневник-исповедь – излюбленный прием романтиков.
Характер, внутренний мир Печорина очень точно отображены в его дневнике, читая исповедь, мы можем прочувствовать
истинные переживания героя. Первой в «Журнале Печорина» является повесть «Тамань», в которой уже намечены основные
мотивы: стремление к активной деятельности, любопытство, которое толкало его ставить «эксперименты» над собой и
окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение.
В романе «Герой нашего времени» Печорин – одинокий странник, который не может сидеть на месте: «… а он, мятежный,
просит бури…» Сам автор также выступает одиноким странником.
Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть.» Сама
жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом.
Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную
особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура
активная, не может остановиться на этом.
Попробуем проследить за некоторыми чертами характера Печорина при встрече его с Максимом Максимычем. «Тоненький,
беленький…» офицер приехал на службу, его встретил человек с «чудесной душой» и «золотым сердцем» — Максим Максимыч.
Штабс-капитан очень привязался к Печорину, полюбил его, даже имя Григорий Александрович доставляло ему наслаждение и
умиление. Мы чувствуем заботу и нежность, волнение и искреннюю дружбу со стороны Максима Максимыча.
А что же Печорин? Он один единственный раз приподнимает завесу со своей жизни — «Моя душа испорчена светом,
воображение, беспокойное сердце ненасытное» — прозвучало его признание Максиму Максимычу.
При второй встрече Печорин прохладно, по мнению Максима Максимыча, встретил его, но, на мой взгляд, Печорин просто
является обладателем очень своеобразного характера, который умело изобразил в своем романе Лермонтов.
Григорий Александрович умел спрятать свои чувства далеко-далеко, в себя, не демонстрировать свои эмоции. Он слишком
хорошо скрывает свои чувства, принося тем самым боль и отчаяние тем, кто его любит; на мой взгляд, это еще одна
проблема, которая негативно влияет на его жизнь; он понимает это.
Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: «Как жизнь скучна, когда боренья нет!»
Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». Спустя
многие годы, это произведение не утратило своей актуальности, поскольку и сейчас на нашей земле живут подобные Печоринулюди с таким непонятным, неординарным характером.

люди с таким непонятным, неординарным характером.