Русские сочинения - Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени - Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Роман «Герой нашего времени» (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею
образов, долгие годы привычно называемых критиками «лишними людьми». Печорин — это «Онегин своего времени», —
утверждал Белинский. Но были ли такими уж «лишними» Онегин и Печорин? Попробуем разобраться.
Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на его совести
много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого
действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и
истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж Бог знает!»
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но обречён исторической
действительностью и особенностям своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он
признаётся: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение не мешает решительности характера, напротив… я всегда
смело иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерть не минуешь!»
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы.
Печорин откровенно признаётся Максиму Максимычу:"… Любовь дикарки немногим больше любви знатной барыни; невежество и
простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". Герой обречён на непонимание окружающих (исключением
являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни
добросердечный Максим Максимыч. Вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах
заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что «тоненький» прапорщик недавно находился на Кавказе. Не
понимает, к сожалению, Максим Максимыч и глубину страданий Печорина после гибели Бэлы: "… его лицо ничего не выражало
особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя..." И только по вскользь обронённому замечанию, что
«Печорин был долго нездоров, исхудал», мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максим Максимычем наглядно подтверждает мысль, что «зло порождает зло». Безразличие
Печорина к старому «приятелю» приводит к тому", что «добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым
штабс-капитаном». Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением
духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся… Это
признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

ной грусти". В чём же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы
находим в «Журнале Печорина».
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести «Тамань», «Княжна Мери»,
«Фаталист» показывают, что Печорин не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на
голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, которые «пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только
мимоходом… играют и жалуются на скуку». Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего
«сделаться героем романа». В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчёт. Весь план
«обольщения» Мери основан на знании «живых струн сердца человеческого». Вызывая искусным рассказом о своём прошлом
сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса,
обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина
благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство
к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая поняла
Григория Александровича совершенно. «При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете —
дороже жизни, чести, счастья!» — признаётся Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой «упал на траву и как
ребёнок заплакал». Вот она — сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто
его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мери и Веры доказывают это.
История с Грушницким — иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие,
ничтожные. Впрочем, в своём отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает
все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно! Грушниций стреляет первым.
«Пуля оцарапала мне колено», — комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя — большое художественное
открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью.
Благородство сочетается с беспощадностью: «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе
его могла проснуться игла великодушия… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала».
И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть… Но победа не доставляет Печорину
радости, свет меркнет в его глазах: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».
Мне кажется, что трагизм судьбы Печорина связан не столько ссоциальными условиями жизни героя, но и с тем, что
изощрённая способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «бремя познанья и сомненья» приводят человека
к утрате простоты, естественности.

социальными условиями жизни героя, но и с тем, что
изощрённая способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «бремя познанья и сомненья» приводят человека
к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.