Русские сочинения
-
Лермонтов М.Ю.
-
Герой нашего времени
-
Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
ма творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
… Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда…В. Г. БелинскийВот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза — глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе — страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:Она мечты мои звалаОт келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв,Где в тучах прячутся скалы,Где люди вольны, как орлы.В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь:Мне нужно действовать,я каждый деньБессмертным сделать бы желал,как теньВеликого героя, и понятьЯ не могу, что значит отдыхать.Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух «просит бури, как будто в бурях есть покой».Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта:И скучно и грустно, и некому руку подать…Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь — «пустая и глупая шутка».Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что «в бездействии состарится оно», болит душа за «его грядущее», которое «иль пусто, иль темно». Это не пессимизм; может быть, это настроение «в минуту душевной невзгоды». Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки.Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы.А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина «свободы, гения и славы палачами» и напомнить им о суде Божьем и народном.Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого.Он страдает, окруженный «пестрою толпою», вокруг него «суета», «блеск» маскарада, ему хочется вырваться отсюда «вольной птицей». И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно — шум людской толпы прогоняет мечту, «на праздник незваную гостью».Сила писателя — в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. «В… лирических произведениях Лермонтова, — писал В. Г. Белинский, — виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства чело-веческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества...».Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: «стоит одиноко на голой вершине сосна», «одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет», «одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко...», «одинок я — нет отрады», «выхожу один я на дорогу». Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от «безвременья» 30-х годов.Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. «С слезами горькими, с тоскою» просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в «Зимнем утре». Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания:С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
… Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда…В. Г. БелинскийВот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза — глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе — страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:Она мечты мои звалаОт келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв,Где в тучах прячутся скалы,Где люди вольны, как орлы.В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь:Мне нужно действовать,я каждый деньБессмертным сделать бы желал,как теньВеликого героя, и понятьЯ не могу, что значит отдыхать.Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух «просит бури, как будто в бурях есть покой».Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта:И скучно и грустно, и некому руку подать…Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь — «пустая и глупая шутка».Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что «в бездействии состарится оно», болит душа за «его грядущее», которое «иль пусто, иль темно». Это не пессимизм; может быть, это настроение «в минуту душевной невзгоды». Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки.Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы.А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина «свободы, гения и славы палачами» и напомнить им о суде Божьем и народном.Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого.Он страдает, окруженный «пестрою толпою», вокруг него «суета», «блеск» маскарада, ему хочется вырваться отсюда «вольной птицей». И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно — шум людской толпы прогоняет мечту, «на праздник незваную гостью».Сила писателя — в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. «В… лирических произведениях Лермонтова, — писал В. Г. Белинский, — виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства чело-веческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества...».Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: «стоит одиноко на голой вершине сосна», «одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет», «одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко...», «одинок я — нет отрады», «выхожу один я на дорогу». Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от «безвременья» 30-х годов.Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. «С слезами горькими, с тоскою» просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в «Зимнем утре». Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания:С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.