Русские сочинения - Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени - ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ
Нет ничего на свете прекраснее женщиныТютчев
Окольно посвящено стихов, рассказов,романов, повестей русской
женщине! Ей посвящают музыку, во имя нееСовершают подвиги,
делают открытия, стреляются, сходят с ума. Оней поют. На ней
держится земля. В русской литературеженщины воспеты особенно
впечатляюще. Писатели, изображая впроизведениях лучших своих
героинь, выражали через них свою жизненнуюфилософию. И, на мой
взгляд, роль женщины в обществе самая важная.О женских образах
девятнадцатого столетия принято говорить»пленительные". И это
правда. Женщина — источник радости, силы ивдохновения. Лермонтов
писал: «И ненавидим мы, и любим мыслучайно, ничем не жертвуя ни
злобе, ни любви, и царствует в душе какой-тохолод тайный, когда
огонь кипит в крови». Эти слова как нельзялучше раскрывают характер
главного героя Печорина и его отношение кженщинам. Их в романе
три: Бэла, княжна Мери и Вера.
Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаемиз рассказа Максима
Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе,был пленен ее внешностью
и какой-то необычайностью. Она показаласьему воплощением
непосредственности, естественности, тоесть всего того, чего Печорин
не встречал в знакомых ему светских дамах.Его очень увлекла борьба
за Бэлу, но когда все преграды былиуничтожены и Бэла с радостью
приняла свою судьбу, Печорин понял, что онобманут: "… любовь
дикарки немногим лучше любви знатнойбарышни, невежество и
простодушие одной также надоедают, как икокетство другой". Не
следует забывать, что это мнение не автора,а Печорина, который, как
известно из содержания романа, быстро вовсем разочаровывался.
У Бэлы сильный цельный характер, в котороместь и твердость, и
гордость, и постоянство, ведь воспитываласьона в традициях Кавказа.
Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мыузнаем из дневника
Печорина, в котором подробно описано «водяноеобщество
»Пятигорска, где пребывал герой. Уже впервом разговоре с
Грушницким о княжне Мери звучит ироничный,несколько
насмешливый тон повествования.
Мери Лиговская совсем молода, хороша собой,неопытна, кокетлива.
Она, естественно, не особенно хорошоразбирается в людях, не видит
фарсовости Грушницкого, недопонимаетрассчитанности игры
Печорина. Ей хочется жить так, как принято вих знатном кругу, с
некоторым тщеславием, блеском. Меристановится предметом
соперничества между Грушницким и Печориным.Эта недостойная игра
одного губит, другого забавляет. У Печорина,впрочем, есть и своя
цель: бывая у Лиговских, он имеетвозможность видеть там Веру.
Думаю, что в такой обстановке княжне Мерибыло очень трудно стать
самой собой и, возможно, проявить своилучшие качества.
Почему Печорину так скучно и одиноко?Ответить на этот вопрос -
значит раскрыть причину его горестей.Печорин — неординарная
личность, следовательно, он по-своему искалэто в женщинах, искал ту,
которая могла бы целиком захватить его душу.Но таковой не было. И,
на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собойзадачу шире, чем показ
молодых, неопытных, несчастных девушек,раздавленных эгоизмом
Печорина.
Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтовне показал целиком
этого чувства. Печорин плакал, когда загналконя, но не догнал Веру.
Однако это был всего лишь временный порывдуши, но не более.
Утром он вновь стал самим собой. Вера — этовсего лишь больное
прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней,потому что она была
чужой женой, что, разумеется, былоневыносимо для самолюбия
Григория. Нет! Это не для Печорина! Можетбыть, поэтому, чтобы
компенсировать потерянноеравновесие, он так холоден с юными,
влюбленными в него женщинами.
Лермонтов отрицает свою причастность кПечорину, заявляя, что
портрет героя составлен из пороков всегообщества. Однако я уверена,
что отношения Печорина и Веры — этоотражение трагической
неразделенной любви Лермонтова к ВаренькеБахметьевой. Лермонтов
любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Онписал о ней: «У ног
других не забывал я взор твоих очей, любядругих, я лишь страдал
любовью прежних дней». Как похож любовныйпочерк самого
Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтовбыл красив, его любили
многие женщины, но он постоянно возвращалсяк образу своей
любимой.
О жизни М.Ю. Лермонтова написаназамечательная книга Новикова «О
душах живых и мертвых», о нем созданомного критических статей и
заметок. Если Пушкин является создателемпервого реалистического
романа о современности, то Лермонтов — авторпервого реалистического
романа в прозе. Его роман отличается тойглубиной психологического
анализа, которая, позволила Чернышевскомувидеть именно в
Лермонтове непосредственногопредшественника Толстого. М.Ю.
Лермонтов, по моему мнению, не случайноуделил огромное внимание
женским образам в своем романе. Ни однасерьезная проблема, тем
более проблема героя и времени, не можетбыть рассмотрена вне
прекрасной и лучшей половины человечества,вне ее интересов,
переживаний и чувств. Одно из открытий,сделанных писателем, было
использование принципа: расскажите, ктолюбит этого человека, и я
составлю о нем представление. Мне кажется,что изображение женских
характеров в романе придало главному героюи самому роману
неповторимость, свежесть и четкость еговосприятия, а также тот
комплекс переживаний, который глубокопроникает в душу и остается
там навсегда.