Особенности жанра поэмы «Мцыри»
Мцыри — герой нового типа, во многом отличающийся от героев, утвердившихся к этому времени в европейской литературе. Патетическая исповедь Мцыри обращена к «чернецу» — православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.
Исповедь героя дается автором как бы в двойном обрамлении. Вначале Лермонтов говорит об истории присоединения Грузии к России и о благих последствиях этого союза: «И божья благодать сошла па Грузию!..» Далее следует история юноши-горца, который воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.
В своей исповеди герой предстает как независимая и духовно свободная личность. Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть...
Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя, он мечтает
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
По типу сознания (духовная независимость, масштабность переживаний, стремление к свободе и т. д.) Мцыри относится к числу литературных персонажей, восходящих к байроновской традиции. Однако в лермонтовской поэме традиционные для «байронизма» мотивы одиночества, бегства героя от чуждого ему окружения, поиска идеальной страны получают убедительную психологическую мотивировку. Стремление Мцыри к свободе — не бунт разочарованного романтика-индивидуалиста. Его одиночество и тоска оправданы реальными жизненными обстоятельствами, ведь Мцыри — послушник поневоле, он вынужден жить среди чуждых ему по духу людей.
Если монахи «лежали ниц» во время грозы, то Мцыри, напротив, «как брат, обняться с бурей был бы рад»; ему чужды и христианское смирение, покорность судьбе, а потому он, с гордостью выслушав увещевания старика монаха, перед лицом смерти говорит: «… о прощенье не молю...».
Стиль поэмы, безусловно, может быть назван романтическим. Речь героя эмоциональна, насыщена яркими метафорами (страсть «сожгла» душу Мцыри; вспоминая своих сестер, он видит «лучи их сладостных очей»), субъективно-оценочными эпитетами («ужасный час», «невольный трепет», «отрадный сон»). Вместе с тем Лермонтов широко использует и средства реалистического письма. В речи героя преобладают слова, точно и прямо описывающие предметный мир («прозрачная зелень» листов, «узкая тропа», «сухой бурьян»).
Желание обрести отчий дом для Мцыри превыше всего, и об этом он, послушник православного монастыря, не боится говорить, и стоя на пороге смерти:
… за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.
ел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы. Романтическим мотивом слияния с природой пронизан весь монолог героя. Развитие этого мотива достигает кульминации в описании поединка Мцыри с барсом. Это бой двух равных и близких друг другу существ. Схватка Мцыри с барсом приобретает в поэме символическое звучание: это противостояние прекрасного и могучего животного и столь же прекрасного и могучего человека, природных сил и Личности.
Наделенный огромной моральной силой, способный к высоким страстям, Мцыри гибнет безвестным послушником, не найдя ни в ком понимания, оставшись одиноким. Страстная исповедь героя о трех днях, проведенных им на воле, становится его предсмертным монологом, обращенным к «бессильной старости», более того — к православному монаху, который принципиально не способен разделить с героем идею бунта.
Однако, несмотря на трагическое одиночество Мцыри и трагическую развязку его истории, поэма в целом проникнута жизнеутверждающим пафосом. Лермонтовский герой, с его жаждой жизни, непосредственностью и любовью ко всему сущему, представляет собой полную противоположность героям Жуковского (в поэмах которого поэтизируется разрыв с бренным и греховным миром) или характерам, обрисованным Пушкиным в его «южных поэмах».
Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию, «боренью». Его «огненной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
… О, я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу «меж бурным сердцем и грозой». Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну».
Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказано в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим.
пическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показаны через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли, поступки и определяют сюжет поэмы.
Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую отрывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся футом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.
Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно, эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты («сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы»). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные срав нения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле.
В рассказе юноши о природе ощущаются любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, пре-зрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно, как яркий образ хищника вообще. Этот «пустыни вечный гость» наделен «кровавым взором», «бешеным скачком».
аделен «кровавым взором», «бешеным скачком». Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней.
И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.
Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям «Думы». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». Романтический образ Мцыри, лишенный примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает побуждать к действию, к «боренью» все новые и новые поколения.
Исповедь героя дается автором как бы в двойном обрамлении. Вначале Лермонтов говорит об истории присоединения Грузии к России и о благих последствиях этого союза: «И божья благодать сошла па Грузию!..» Далее следует история юноши-горца, который воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.
В своей исповеди герой предстает как независимая и духовно свободная личность. Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть...
Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя, он мечтает
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
По типу сознания (духовная независимость, масштабность переживаний, стремление к свободе и т. д.) Мцыри относится к числу литературных персонажей, восходящих к байроновской традиции. Однако в лермонтовской поэме традиционные для «байронизма» мотивы одиночества, бегства героя от чуждого ему окружения, поиска идеальной страны получают убедительную психологическую мотивировку. Стремление Мцыри к свободе — не бунт разочарованного романтика-индивидуалиста. Его одиночество и тоска оправданы реальными жизненными обстоятельствами, ведь Мцыри — послушник поневоле, он вынужден жить среди чуждых ему по духу людей.
Если монахи «лежали ниц» во время грозы, то Мцыри, напротив, «как брат, обняться с бурей был бы рад»; ему чужды и христианское смирение, покорность судьбе, а потому он, с гордостью выслушав увещевания старика монаха, перед лицом смерти говорит: «… о прощенье не молю...».
Стиль поэмы, безусловно, может быть назван романтическим. Речь героя эмоциональна, насыщена яркими метафорами (страсть «сожгла» душу Мцыри; вспоминая своих сестер, он видит «лучи их сладостных очей»), субъективно-оценочными эпитетами («ужасный час», «невольный трепет», «отрадный сон»). Вместе с тем Лермонтов широко использует и средства реалистического письма. В речи героя преобладают слова, точно и прямо описывающие предметный мир («прозрачная зелень» листов, «узкая тропа», «сухой бурьян»).
Желание обрести отчий дом для Мцыри превыше всего, и об этом он, послушник православного монастыря, не боится говорить, и стоя на пороге смерти:
… за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.
ел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы. Романтическим мотивом слияния с природой пронизан весь монолог героя. Развитие этого мотива достигает кульминации в описании поединка Мцыри с барсом. Это бой двух равных и близких друг другу существ. Схватка Мцыри с барсом приобретает в поэме символическое звучание: это противостояние прекрасного и могучего животного и столь же прекрасного и могучего человека, природных сил и Личности.
Наделенный огромной моральной силой, способный к высоким страстям, Мцыри гибнет безвестным послушником, не найдя ни в ком понимания, оставшись одиноким. Страстная исповедь героя о трех днях, проведенных им на воле, становится его предсмертным монологом, обращенным к «бессильной старости», более того — к православному монаху, который принципиально не способен разделить с героем идею бунта.
Однако, несмотря на трагическое одиночество Мцыри и трагическую развязку его истории, поэма в целом проникнута жизнеутверждающим пафосом. Лермонтовский герой, с его жаждой жизни, непосредственностью и любовью ко всему сущему, представляет собой полную противоположность героям Жуковского (в поэмах которого поэтизируется разрыв с бренным и греховным миром) или характерам, обрисованным Пушкиным в его «южных поэмах».
Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию, «боренью». Его «огненной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
… О, я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу «меж бурным сердцем и грозой». Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну».
Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказано в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим.
пическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показаны через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли, поступки и определяют сюжет поэмы.
Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую отрывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся футом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.
Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно, эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты («сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы»). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные срав нения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле.
В рассказе юноши о природе ощущаются любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, пре-зрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно, как яркий образ хищника вообще. Этот «пустыни вечный гость» наделен «кровавым взором», «бешеным скачком».
аделен «кровавым взором», «бешеным скачком». Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней.
И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.
Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям «Думы». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». Романтический образ Мцыри, лишенный примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает побуждать к действию, к «боренью» все новые и новые поколения.