От Демона К Мцыри
I. «А он, мятежный, просит бури...» Любимые герои М. Ю. Лермонтова — бунтари, протестанты, «мятеж влечет к себе Лермонтова».
II. Поэма «Демон» наряду с «Мцыри» принадлежит к величайшим созданиям Лермонтова. Демон и Мцыри завершают две линии развития протестующего героя.
1. Одинокий бунтующий герой, противопоставляющий себя миру, неизбежно испытывает трагические последствия этого противостояния — основная мысль «Демона». Демон отвергает действительность, но и сам он отвергнут жизнью. Поэтичность и человечность Демона в том, что он страдающий и пострадавший, утраченную гармонию он пытается отыскать в любви, но и здесь стремление найти потерянную связь с миром оборачивается разрушением.
2. Герой «Мцыри» близок к Демону своей мя-тежностью, гордостью, непокорством и силою духа. Вместе с тем Мцыри далек от таких демонских качеств, как эгоистический индивидуализм, всеобщее отрицание и жажда мести. У Демона все связи с миром разорваны, он отвернулся от красоты «божьего мира», а Мцыри способен наслаждаться природой, поэзией жизни, он сохранил «веру гордую в людей». Идеалы Демона смутны, неясны ему самому, идеал Мцыри — свобода, он полон непреклонной воли найти свою потерянную родину.
3. Жизнеутверждающий смысл поэмы «Мцыри». Герой ее ни на минуту не отступает от своих идеалов, борется, пока может бороться. Не случайно В. Г. Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом» Лермонтова.
4. Зрелый Лермонтов в своем творчестве шел не к «Демону», а через «Демона» и от «Демона». Могучая ненасытная жажда, переполняющая поэму «Мцыри», направлена в страну жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, окружающему человека и все-таки трагически отделенному от него.
III. В образах Демона и Мцыри представлены самые яркие стороны личности любимых лермонтовских героев: гордая независимость к несправедливому и прозаическому порядку жизни, страдания и тоска, страстные мечты и мятежные порывы.
II. Поэма «Демон» наряду с «Мцыри» принадлежит к величайшим созданиям Лермонтова. Демон и Мцыри завершают две линии развития протестующего героя.
1. Одинокий бунтующий герой, противопоставляющий себя миру, неизбежно испытывает трагические последствия этого противостояния — основная мысль «Демона». Демон отвергает действительность, но и сам он отвергнут жизнью. Поэтичность и человечность Демона в том, что он страдающий и пострадавший, утраченную гармонию он пытается отыскать в любви, но и здесь стремление найти потерянную связь с миром оборачивается разрушением.
2. Герой «Мцыри» близок к Демону своей мя-тежностью, гордостью, непокорством и силою духа. Вместе с тем Мцыри далек от таких демонских качеств, как эгоистический индивидуализм, всеобщее отрицание и жажда мести. У Демона все связи с миром разорваны, он отвернулся от красоты «божьего мира», а Мцыри способен наслаждаться природой, поэзией жизни, он сохранил «веру гордую в людей». Идеалы Демона смутны, неясны ему самому, идеал Мцыри — свобода, он полон непреклонной воли найти свою потерянную родину.
3. Жизнеутверждающий смысл поэмы «Мцыри». Герой ее ни на минуту не отступает от своих идеалов, борется, пока может бороться. Не случайно В. Г. Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом» Лермонтова.
4. Зрелый Лермонтов в своем творчестве шел не к «Демону», а через «Демона» и от «Демона». Могучая ненасытная жажда, переполняющая поэму «Мцыри», направлена в страну жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, окружающему человека и все-таки трагически отделенному от него.
III. В образах Демона и Мцыри представлены самые яркие стороны личности любимых лермонтовских героев: гордая независимость к несправедливому и прозаическому порядку жизни, страдания и тоска, страстные мечты и мятежные порывы.