ГРАЖДАНСКОЕ ЗВУЧАНИЕ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
ГРАЖДАНСКОЕ ЗВУЧАНИЕЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В.Ходасевич назвал “… поэзией страдающейсовести”. Совесть поэта чутко реагировалана все проявления несправедливости врусском обществе. Со всей строгостью “судьии гражданина” Лермонтов оценивал событиясовременной ему действительности.Тревожная неудовлетворенность настоящим,мечта о лучшем будущем, жажда гармоничногочеловеческого бытия — все это сливалось вбурный поток его лирики.
Мысли о родине неизбежно рождали у поэта инадежды на ее свободу. Так, в стихотворении“Прекрасны вы, поля земли родной” он пишет:
Степь раскинулась лиловой пеленой,
И тах она свежа, и так родна с душой,
Как будто создана лишь для свободы.
Пристально вглядывался поэт в жизнькрестьянской России. Он вспоминает села “вутренней дымке”, “кучи хижин небольших”,“балалайки звук народный”. Этим жечувством отечества дышат его стихи “Солнце”,“Два брата”, “Романс” и многие другие.
Слова “Там стонет человек от рабства ицепей...” из стихотворения“Жалобы турка” относятся прежде всего кположению простых людей в крепостнойРоссии. Эти же мотивы в стихотворении “Монолог”.Основная его мысль — невозможность всовременной жизни найти применение лучшимчеловеческим качествам.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Ради свободы народа поэт готовпожертвовать даже своей жизнью:
За дело общее, быть может, я паду.
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу...
Именно в этом видел Лермонтов смысл своейжизни, долг гражданина и поэта.
В его лирике часто звучат ноты одиночества,разочарования и обреченности. Это неслучайно: расцвет его творчестваприходится на период “мрачногодесятилетия”. “Все, что было тогда в Россииблагородного и великодушного, томилось врудниках или Сибири”, — справедливозаметил Герцен. В условиях жестокого террораподобные настроения были вполнеестественны. Одиноким чувствует себяпарус, белеющий далеко в море, дубовыйлисток, оторвавшийся “от ветки родимой”,и сосна, растущая на “севере диком”...
Темницей называет поэт николаевскую Россию.“Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня”,- восклицает он в стихотворении “Узник”.
Стихотворение “Прощай, немытая Россия”перекликается с пушкинским “Свободысеятель пустынный”, где автор тоже говорито том, что народ привык к ярму и бичу и покаостается глухим к голосам, требующим длянего свободы. Рабское положение приучилоего покоряться силе. Лирический геройЛермонтова в тяжкий час бросает в лицолюбимой Родины горький упрек:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный ей народ.
Но этот “упрек” всего лишь форма выражениятревоги поэта за свое отечество, а непрезрительный разрыв с ним. Обращаться к родине“на ты”, как подтверждает история, правовеликих художников, а вовсе не проявлениегрубости и желчи. Такие обращения можновстретить почти у всех великих русскихпоэтов.
В стихотворении “30 июля — Париж” Лермонтов,выражая сочувствие революции, пишет: “Естьсуд земной и для царей”. А в “Новгороде”поэт призывает декабристов сохранятьмужество и подает им надежду: “Погибнетваш тиран, как все тираны погибали”.
В одном из самых значительныхстихотворений поэта “Родина” Добролюбовувидел, как Лермонтов в своих чаянияхблизок к своему народу. Вот отрывок изэтого стихотворения, подтверждающийправоту Добролюбова:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье...
Ни в ранних произведениях Лермонтова, ни удругих русских поэтов того временигражданское чувство не достигает такойвысокой ясности, такой осознанности, как вэтом стихотворении.
Говоря о Лермонтове как о гражданине, надовспомнить, что его всегда волновала судьбаего поколения. Так, в “Монологе” образ тех,чья юность томилась “средь бурь пустых”, а“жизнь пасмурна”, звучит укоромсуществующей действительности.
В “Думе” поэт упрекает современников задушевный холод, за отсутствие твердыхубеждений, за неспособность к действию, затворческое бесплодие.
К добру и злу постыдно равнодушны,
Вначале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Поэзия Лермонтова удивительно созвучнанашему времени: она мятежна, беспокойна.Полна чувством гражданского долга и свободы.Его стихотворения пронизаны глубокимимыслями, согреты великой любовью к родинеи своему народу. Духовный мир поэта, егоидеалы, неистовое стремление к высшемусовершенству не могут не волноватьсовременного читателя.
Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В.Ходасевич назвал “… поэзией страдающейсовести”. Совесть поэта чутко реагировалана все проявления несправедливости врусском обществе. Со всей строгостью “судьии гражданина” Лермонтов оценивал событиясовременной ему действительности.Тревожная неудовлетворенность настоящим,мечта о лучшем будущем, жажда гармоничногочеловеческого бытия — все это сливалось вбурный поток его лирики.
Мысли о родине неизбежно рождали у поэта инадежды на ее свободу. Так, в стихотворении“Прекрасны вы, поля земли родной” он пишет:
Степь раскинулась лиловой пеленой,
И тах она свежа, и так родна с душой,
Как будто создана лишь для свободы.
Пристально вглядывался поэт в жизнькрестьянской России. Он вспоминает села “вутренней дымке”, “кучи хижин небольших”,“балалайки звук народный”. Этим жечувством отечества дышат его стихи “Солнце”,“Два брата”, “Романс” и многие другие.
Слова “Там стонет человек от рабства ицепей...” из стихотворения“Жалобы турка” относятся прежде всего кположению простых людей в крепостнойРоссии. Эти же мотивы в стихотворении “Монолог”.Основная его мысль — невозможность всовременной жизни найти применение лучшимчеловеческим качествам.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Ради свободы народа поэт готовпожертвовать даже своей жизнью:
За дело общее, быть может, я паду.
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу...
Именно в этом видел Лермонтов смысл своейжизни, долг гражданина и поэта.
В его лирике часто звучат ноты одиночества,разочарования и обреченности. Это неслучайно: расцвет его творчестваприходится на период “мрачногодесятилетия”. “Все, что было тогда в Россииблагородного и великодушного, томилось врудниках или Сибири”, — справедливозаметил Герцен. В условиях жестокого террораподобные настроения были вполнеестественны. Одиноким чувствует себяпарус, белеющий далеко в море, дубовыйлисток, оторвавшийся “от ветки родимой”,и сосна, растущая на “севере диком”...
Темницей называет поэт николаевскую Россию.“Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня”,- восклицает он в стихотворении “Узник”.
Стихотворение “Прощай, немытая Россия”перекликается с пушкинским “Свободысеятель пустынный”, где автор тоже говорито том, что народ привык к ярму и бичу и покаостается глухим к голосам, требующим длянего свободы. Рабское положение приучилоего покоряться силе. Лирический геройЛермонтова в тяжкий час бросает в лицолюбимой Родины горький упрек:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный ей народ.
Но этот “упрек” всего лишь форма выражениятревоги поэта за свое отечество, а непрезрительный разрыв с ним. Обращаться к родине“на ты”, как подтверждает история, правовеликих художников, а вовсе не проявлениегрубости и желчи. Такие обращения можновстретить почти у всех великих русскихпоэтов.
В стихотворении “30 июля — Париж” Лермонтов,выражая сочувствие революции, пишет: “Естьсуд земной и для царей”. А в “Новгороде”поэт призывает декабристов сохранятьмужество и подает им надежду: “Погибнетваш тиран, как все тираны погибали”.
В одном из самых значительныхстихотворений поэта “Родина” Добролюбовувидел, как Лермонтов в своих чаянияхблизок к своему народу. Вот отрывок изэтого стихотворения, подтверждающийправоту Добролюбова:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье...
Ни в ранних произведениях Лермонтова, ни удругих русских поэтов того временигражданское чувство не достигает такойвысокой ясности, такой осознанности, как вэтом стихотворении.
Говоря о Лермонтове как о гражданине, надовспомнить, что его всегда волновала судьбаего поколения. Так, в “Монологе” образ тех,чья юность томилась “средь бурь пустых”, а“жизнь пасмурна”, звучит укоромсуществующей действительности.
В “Думе” поэт упрекает современников задушевный холод, за отсутствие твердыхубеждений, за неспособность к действию, затворческое бесплодие.
К добру и злу постыдно равнодушны,
Вначале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Поэзия Лермонтова удивительно созвучнанашему времени: она мятежна, беспокойна.Полна чувством гражданского долга и свободы.Его стихотворения пронизаны глубокимимыслями, согреты великой любовью к родинеи своему народу. Духовный мир поэта, егоидеалы, неистовое стремление к высшемусовершенству не могут не волноватьсовременного читателя.