Русские сочинения - Лермонтов М.Ю. - Разное - Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.

Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.


В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские
впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При
публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее
время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершался анонс многообещающими словами: «Это
будет новый, прекрасный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей, и автор изначально, видимо,
не задумывал свое произведение как целостное и связное повествование. Тем не менее, в 1840 году роман «Герой нашего
времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.
Композиция романа подчинена раскрытию характера Печорина. Последовательность событий, сюжетное повествование специально
изменены. Повести, входящие в роман, расположены не в том порядке, в котором реально могли бы происходить события.
Исходя из хронологической последовательности событий, первой повестью романа должна была быть «Тамань». В Тамани Печорин
останавливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем «Княжна Мери». Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и
Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Из «Бэлы» мы узнаем, что за это он был выслан в кавказскую крепость под
начальство Максима Максимыча. Затем — «Фаталист». Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вуличем. Прожив
несколько лет в Петербурге, Печорин уходит в отставку и едет в Персию. В пути, во Владикавказе, он встречается с
Максимом Максимычем и странствующим офицером — это повесть «Максим Максимыч». Возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Об
этом повествователь рассказывает в предисловии к!
«Журналу Печорина».
Психологическая сложность центрального образа определила композиционное строение произведения. Лермонтов постепенно
знакомит читателя со своим героем, все глубже раскрывая перед нами душу Печорина, все сильнее нас заинтересовывая.
Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции
«Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более
глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.
Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на
Кавказе. Максим Максимыч — человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о
нем, — это «славный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Их разнит не
только возрастное и социальное положение. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч — старый
служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рассуждать.
Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя.
История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего
подчиненного он не может.
Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя еще рано. Автор передает право рассказать о Печорине
проезжему офицеру, от лица которого ведется повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного
поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова.
Перед нами предстает психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять
характер Печорина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..» Он хочет узнать,
что скрывают они, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина.
Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о
себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повествователя. Здесь мы читаем важные слова:
«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак,
Печорин — герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого
героя.
«Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой,
следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с
его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретают в личности
Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с
ним свою судьбу.
Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на
самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от
самооценки к размышлению о своем поколении. Каковы же его мысли? Здесь без устали Лермонтов говорит о том, о чем кричал
он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, о горькой судьбе своего поколения: «… мы… жалкие потомки, скитающиеся
по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, мы не способны более к великим жертвам ни для блага
человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от
сомнения к сомнению...»
«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция
подчеркивает обреченность героя. Печорин пытается решить самый сложный для себя вопрос: насколько человек волен
распоряжаться своей судьбой? «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»
Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно дается
картина взаимоотношений общества и личности.