Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
ПОЭТ И ОБЩЕСТВО В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
И скучно и грустно, и некому руку подать.М. Ю. ЛермонтовМихаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя «избранником» судьбы, «странной» и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий.Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение «Смерть Поэта».Погиб Поэт! невольник чести — Пал оклеветанный молвой…Удивительно, но молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии.Об известно, что «Смерть Поэта» — отклик на трагическуюПушкина, но автор нигде не упоминает его имени. Ипенно начинаешь понимать — это боль и за собственнуюП°СТбу которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в°Уугом своем стихотворении.Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник,% раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В моей душе, как в океане, Надежд разбитых груз лежит.… КтоТолпе мои расскажет думы?Я — или Бог — или никто!Вообще тема избранничества и одиночества в людском мире — самые популярные в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен «печатью» судьбы, но в то же время человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди. А Лермонтов не находил понимания ни в семье («Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть»), ни в любви и дружбе, ни в обществе.Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанъе: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.Сложно быть в этом мире одиноким, но это жребий поэта, и Лермонтов несет свой крест гордо и с достоинством.И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды…Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..А годы проходят — все лучшие годы!Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доб-Лесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подви-Ги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декаб-РИстами надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть*°6ыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству,Ь1тдивому познанию мира, дружбе и любви, поэтому Михаил Юрь-ВИч снова обращается к славным страницам истории государства,споминая победу над Наполеоном, одержанную «отцами».— Да, были люди в наше время, ' Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!Горечь автора усугубляется: он тоже принадлежит к этому «Не мощному» поколению, не выделяя себя, говоря «мы», а не «они» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.Рассуждать о Лермонтове непросто, он сложный поэт, в его творчестве много загадочного, непознанного. Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, «облитый горечью и злостью», жжет и сейчас. В каждой авторской строфе слышится подлинное чувство боли поэта. Его желание не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же — апатия и равнодушие. Лермонтов и тут не отделяет себя от общества, а с горечью причисляет себя к нему.Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.Видя и понимая не одно следствие происходящего, поэт бросает обвинение прямо в лицо народу — ведь его молчание рождает беззаконие, которым пользуются власть держащие. «Прощай, немытая Россия» — одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, плоть от плоти которого был поэт, которым он восхищался в стихотворений «Бородино», и одновременно искренняя боль за все происходящее, бесправие и угнетение, покорность судьбе.Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лермонлирике таких безмятежно счастливых и радостно ис-пометных строк, как у Пушкина.Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело зникает в лирике поэта. Как и они, автор — невольник, но иных пей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня…Цо окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком…Одинок я — нет отрады…Мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены автором в драматическом произведении «Маскарад» и прозе — «Герой нашего времени», но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.
И скучно и грустно, и некому руку подать.М. Ю. ЛермонтовМихаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя «избранником» судьбы, «странной» и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий.Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение «Смерть Поэта».Погиб Поэт! невольник чести — Пал оклеветанный молвой…Удивительно, но молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии.Об известно, что «Смерть Поэта» — отклик на трагическуюПушкина, но автор нигде не упоминает его имени. Ипенно начинаешь понимать — это боль и за собственнуюП°СТбу которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в°Уугом своем стихотворении.Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник,% раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В моей душе, как в океане, Надежд разбитых груз лежит.… КтоТолпе мои расскажет думы?Я — или Бог — или никто!Вообще тема избранничества и одиночества в людском мире — самые популярные в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен «печатью» судьбы, но в то же время человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди. А Лермонтов не находил понимания ни в семье («Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть»), ни в любви и дружбе, ни в обществе.Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанъе: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.Сложно быть в этом мире одиноким, но это жребий поэта, и Лермонтов несет свой крест гордо и с достоинством.И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды…Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..А годы проходят — все лучшие годы!Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доб-Лесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подви-Ги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декаб-РИстами надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть*°6ыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству,Ь1тдивому познанию мира, дружбе и любви, поэтому Михаил Юрь-ВИч снова обращается к славным страницам истории государства,споминая победу над Наполеоном, одержанную «отцами».— Да, были люди в наше время, ' Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!Горечь автора усугубляется: он тоже принадлежит к этому «Не мощному» поколению, не выделяя себя, говоря «мы», а не «они» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.Рассуждать о Лермонтове непросто, он сложный поэт, в его творчестве много загадочного, непознанного. Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, «облитый горечью и злостью», жжет и сейчас. В каждой авторской строфе слышится подлинное чувство боли поэта. Его желание не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же — апатия и равнодушие. Лермонтов и тут не отделяет себя от общества, а с горечью причисляет себя к нему.Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.Видя и понимая не одно следствие происходящего, поэт бросает обвинение прямо в лицо народу — ведь его молчание рождает беззаконие, которым пользуются власть держащие. «Прощай, немытая Россия» — одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, плоть от плоти которого был поэт, которым он восхищался в стихотворений «Бородино», и одновременно искренняя боль за все происходящее, бесправие и угнетение, покорность судьбе.Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лермонлирике таких безмятежно счастливых и радостно ис-пометных строк, как у Пушкина.Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело зникает в лирике поэта. Как и они, автор — невольник, но иных пей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня…Цо окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком…Одинок я — нет отрады…Мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены автором в драматическом произведении «Маскарад» и прозе — «Герой нашего времени», но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.